Эдгар Дега - французский художник-импрессионист
Родился Эдгар Дега в 1834 г. Творческая судьба Дега внешне складывалась довольно спокойно. Сын богатых родителей, аристократ, он принадлежал к тому слою общества, которому повседневная жизнь не угрожала невзгодами. Когда
Сезанн от невзгод и нищеты бежал в Экс, Ренуар перестал брать в долг у молочницы, Дега имел комфортабельные апартаменты на улице Виктор Массе. Окончив лицей и посещая Школу изящных искусств, юноша постигал азы живописи у Луи Ламотта. Здесь он был представлен Энгру, кумиру всего аристократического окружения семьи Дега.
Дега часто бывал в Италии. Он копировал картины и рисунки. Следуя своему кумиру Энгру, он осваивает рисунок, пишет портреты и исторические композиции. Трудно представить, но Дега был солдатом артиллерии во франко-прусской войне. В 1872 г. он отправляется в Новый Орлеан. Но как художник он по-прежнему был с Парижем, в кафе Гербуа «Новые Афины»,- был участником- выставок вне.Салона. С 1886 г., последней выставки импрессионистов, Дега отошел от активной художнической богемы. До самой смерти в 1917 г. он не выставлялся. Он жил одиноко, без семьи, изредка встречался с друзьями. И творения его, такие же одинокие и спрятанные от глаз, находили приют лишь в частных собраниях. С 1893 года он почувствовал приближение слепоты и торопливо заканчивал свои пастели, иногда применяя темперу с водой. С объемностью он экспериментировал в последующий период своей жизни, чаще всего останавливаясь на теме обнаженного женского тела. Его видения, его «Сюита обнаженных женщин — купающихся, моющихся, обсыхающих, вытирающихся, причесывающихся или дающих себя причесывать» и есть его сотни состояний, где художник обрел страсть и ощущал тупик.
Последние работы отмечены поисками Дега. Автопортрет, невозможного равновесия и гармонии персонажей.
В начале своего творчества Дега ограничивался довольно узкой тематикой: изображение жизни ипподрома и театрального мира, женщин в их повседневной жизни. Однако эта узость тематики не должна вводить в заблуждение. Дега, как никто из других импрессионистов, понял красоту асимметрии, все очарование неожиданности и недосказанности. Именно у Дега японское влияние достигло высшего воплощения. Испытав в молодости сильное впечатление от Энгра и начав со строгих исторических картин и портретов, он стал классиком французского рисунка, несмотря на случайность и моментальность своих сюжетов. Он рисует, как фотографирует, заставляя мгновение застыть, заставляя зрителя осмысливать и анализировать.
В ранних записных книжках он отметил, что надо «... научиться запоминать формы и выражения и никогда не рисовать и не писать непосредственно с натуры».
"Гладильщица"
"Гладильщицы"
В конце 1860-х годов острое восприятие окружающей среды и повседневного человека сблизило художника с импрессионистами, и он начинает постоянно демонстрировать свои работы на их выставках. Однако в отличие от них Дега никогда не обращается к пейзажу, у него не было стремления передавать поэзию воздушной дымки, более того, он отрицательно относился к пейзажу, который и стал основой возникновения художественного метода импрессионизма. До этого его работы были написаны целиком в академической манере и не несли в себе того нового восприятия действительности, которое так интересно в искусстве Дега.
Зрелый период в творчестве Дега начался примерно с 70-х годов. В это время художник, ранее много путешествующий, постоянно живет в Париже. Увлеченный многообразием города и подвижностью его жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, кафе, театр, скачки). Из всех импрессионистов Дега, гениальный рисовальщик, великолепный художник, график и скульптор, был наиболее близок к Мане. Их пути шли параллельно и близко друг к другу, но к современной жизни Дега обратился под непосредственным влиянием Мане. Влияние Мане, которое выразилось в содружестве, блистательном совместном труде над решениями общих задач, а не в зависимости, видно даже при сопоставлении дат создания его картин — «Хлопковое бюро в Новом Орлеане» (1873), «Проездка скаковых лошадей» (1873), «Площадь Согласия» (1875), «Абсент» (1878). В них он в свой ственной ему резкой манере с примесью горечи показывает непрерывно изменяющуюся жизнь.
Немалую роль в этом играет обращение Дега к теме скачек. Его город стал приобретать новые черты, новый ритм, появляется новая область развлечений, главной особенностью которой стал спорт. Это придавало его работам простоту, схематичность и вместе с тем увлекательность. Однако это развлечение существовало для узкого круга общества, для избранных, куда вход непосвященным был запрещен. Все это позволило Дега остро ощутить многие черты современного ему мира, воплотить грусть и одиночество горожанина.
Дега влечет к себе не праздничность и нарядность захватывающего зрелища, а само изображение, которое таит в себе возможность новых и неожиданных поворотов. В своей конкретности и убедительности картины Дега во многом близки к импрессионистам. Однако в его работах нет той непринужденности, которая стремится сделать целью наблюдение (пусть и моментальное) над состоянием окружающего мира. Впечатление движения на картинах Дега появляется не от моментального показа фигуры, а от определенных моментов движения, дающих ощущение времени. Этот фактор времени, казалось бы, совершенно чуждый живописи, является большим завоеванием Дега, и его почти нет в работах импрессионистов.
Дега сумел увидеть не поверхностные связи изображенного, а более внутренние и глубокие. В этом ему очень помогло увлечение новомодной тогда первой моментальной фотографией. Это позволило картинам Дега воплотить в себе те качества, которые в дальнейшем приведут к возникновению кинематографа.
Большое внимание уделял Дега показу характеристики поведения и облика людей, которые порождены различными условиями их труда и быта («Женщины на террасе кафе», 1877; «Гладильщицы», 1884). Эти работы являются великолепным воплощением душевной опустошенности женского образа. Его женщины — это горестные, забитые, мрачные создания, в изображение которых художник не вносит ни доброты, ни поэтической нежности. В своих картинах он показывает профессиональные жесты, позы, движения человека. В таком пристальном внимании к персонажам, которых он часто сознательно выбирал в низах, в утверждении их значимости, в убежденности, что красота существует в разных формах, а чаще всего в обыденном и обычном, складывается своеобразный гуманизм Дега.
"Певица с перчаткой" 1878
Однако наибольшую известность Дега приобрел благодаря целой серии пастельных рисунков из жизни театра. Балет и театр были главными увлечениями Дега. Именно картины этого жанра по своей поэтичности наиболее близки импрессионистам. Первые балетные сцены на полотнах Дега появились еще в 1873 г. Наиболее значительной из работ раннего периода стала «Танцовщица у фотографа». В ней тонко передана атмосфера зимних сумерек, пустого ателье и мглистого городского пейзажа за окном. Напряженная поза балерины, застывшей в начале танца, лишь усиливает неподвижность ее окружения. Движение вырвано, лишено атмосферы музыки и театрального освещения, нет приподнятости особого духовного доверия, присущего театру. Все говорит о физическом усилии, сложных движениях балерины, достигнутых длительной тренировкой тела. Профессия уничтожает человеческую личность, ее индивидуальные качества. Поэтому Дега часто ставили в упрек пренебрежение к внутреннему миру человека.
"Ванная" 1885, Музей Хилл Стид, Фармингтон
"Причесывающаяся женщина" 1885, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Но зачастую в работах Дега мы находим сочетание прекрасного, порой фантастического, и прозаического («Звезда», 1878). Особенностью многих произведений Дега является неожиданный поворот, ракурс. Часто он показывает танец и сцену сверху, что позволяет открыть зрителю новое как в самой живописи, так и в театре. Дега, умный и тонкий наблюдатель, фиксирует одновременно скрывающийся за внешней нарядной зрелищностью утомительный труд («Экзамен танца», 1880; «Танцовщицы на репетиции»). В жизни театра он живо показывает соединение прозаических и поэтических моментов. В этих произведениях почти нет вибрации света и воздуха, столь характерной для импрессионистов. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией, с их точным и гибким рисунком, неожиданными поворотами сочетают внешнюю случайность с продуманностью и расчетом. Для них характерна утонченная сдержанность колорита.
В 1880—1890 гг. в творчестве Дега появляются изображения обнаженных фигур и балерин, более яркие по цвету, освещенные резким неискусственным цветом. Шедевром этого периода стала картина «Голубые танцовщицы». В ней мы видим уже законченный спектакль, феерию театрального зрелища. Она как бы выхвачена лучом театрального прожектора, свет заменяет рисунок, - заставляет двигаться и жить. В ней ярче всего - видно, отличие техники и понимания света у Дега и импрессионистов. Воздух у Дега не окрашивает свет, все заключено в особую среду театральной сцены.
В конце 1880-х -и начале 1910-х гг. Дега увлекается скульптурой. В фигурах лошадей, купалыциц, балерин он добивался выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластичность и цельность фигуры. Читая письма и записи Эдгара Дега, ощущаешь, как мало отпущено человеку для осуществления замыслов. В письме из Нового Орлеана в 1872 г. он отмечает, что «накапливает проекты, для выполнения которых потребовалось бы десять жизней...»
Рано начавшаяся болезнь глаз не помешала ему восхищаться многоцветьем новоорлеанской жизни: апельсиновыми рощами, негритянскими детьми, одетыми в ослепительно-белое. «Живописная фактура», по его выражению, может и мешать работать. «Солнечный свет здесь так силен, что я еще ничего не мог написать на реке», — писал он о работе в «хлопковом раю» Америки (1872).
С 1891 г. Дега уже даже не читает утренних газет — это делает его прислуга. Он живет своими старыми мыслями. Он убежден, что «все, что он делает, есть результат обдумывания и изучения старых мастеров...» И Дега оказался хорошим учеником старых мастеров — он отметил, что самое существенное — «это овладеть и суметь передать господствующий тон, на котором основана гармония картины...»
"Ария собаки" 1877 Собрание Хэймейера, Нью-Йорк
"Звезда" 1877 Музей д'Орсе, Париж
"Абсент" 1876, Музей д'Орсе, Париж
"Мисс Лала в цирке Фернандо" 1879, Национальная галерея, Лондон
"Семья Беллелли" 1858
Ранний период. 1854-1861
"Хлопковая биржа" 1866-1868
"Мадам Валпинсон с хризантемами"
"Портрет мисс Кэссет" 1878
"Площадь Согласия. Шуршат колёса экипажа"
" Эдмон и Тереза Морбилли"
"Рысаки у трибуны" 1866-1868
"Интерьер (Изнасилованная)" 1869
"Магазин дамских шляп"
"У модистки"
"У модистки"
"На скачках"
"На скачках в Каунтри"
"На пляже"
"На балете"
"Оркестр"
"Оркестровая яма"
"Эдмон Дуранти"
"Балерина и женщина с зонтом" 1882
"Четыре танцовщицы" 1884
"Кабаре «Амбассадор»" 1876
"Туалет" 1885
"Женщина в ванне" 1885
"Женщина, моющая спину" 1886
"Женщина, выходящая из ванны"
"Причесывающаяся женщина" 1887-1890
"После купания" 1885
"Женщина, вытерающаяся после умывания"
"Женщина за туалетом"
"После умывания" 1884
"Прима" 1877
"Балерины на поклонах" 1885
"Арлекин и Коломбина" 1886
"Балетный класс мадам Кардиналь"
"Балетная школа" 1877
"Финал арабеска" 1877
"Отдыхающая танцовщица"
"Танцавщица с тамбурином"
"Танцовщицы"
"Танцовщицы на подмостках. Поклоны"
"Пейзаж с танцовщицами"
"Танцовщица в зелёном"
"Класс"
"Три танцовщицы в репетиционном зале" 1873
"Танцовщицы"
"Урок танца" 1872
"Танцовщица у станка" 1880
"Репетиция на сцене"
"Танцовщицы, занимающиеся у станка"
"Две юные танцовщицы "
"Балет на сцене парижской Оперы"
"Балетная сцена"
"Две танцовщицы" 1898-1899
"Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица"
"Репетиция"
"Сидящая балерина" 1879-1880
"Три русские танцовщицы"
"Танцовщица" Эрмитаж
"Танцовщицы в розовом" 1880-1885
"Балетная репетиция"
Эдгар Дега "Побережье в Эббе"