29.07.2018

Эдгар Дега - французский художник-импрессионист

Родился Эдгар Дега в 1834 г. Творческая судьба Дега внешне складывалась довольно спокойно. Сын богатых родителей, аристократ, он принадлежал к тому слою общества, которому повседневная жизнь не угрожала невзгодами. Когда
Сезанн от невзгод и нищеты бежал в Экс, Ренуар перестал брать в долг у молочницы, Дега имел комфортабельные апартаменты на улице Виктор Массе. Окончив лицей и посещая Школу изящных искусств, юноша постигал азы живописи у Луи Ламотта. Здесь он был представлен Энгру, кумиру всего аристократического окружения семьи Дега.

Дега часто бывал в Италии. Он копировал картины и рисунки. Следуя своему кумиру Энгру, он осваивает рисунок, пишет портреты и исторические композиции. Трудно представить, но Дега был солдатом артиллерии во франко-прусской войне. В 1872 г. он отправляется в Новый Орлеан. Но как художник он по-прежнему был с Парижем, в кафе Гербуа «Новые Афины»,- был участником- выставок вне.Салона. С 1886 г., последней выставки импрессионистов, Дега отошел от активной художнической богемы. До самой смерти в 1917 г. он не выставлялся. Он жил одиноко, без семьи, изредка встречался с друзьями. И творения его, такие же одинокие и спрятанные от глаз, находили приют лишь в частных собраниях. С 1893 года он почувствовал приближение слепоты и торопливо заканчивал свои пастели, иногда применяя темперу с водой. С объемностью он экспериментировал в последующий период своей жизни, чаще всего останавливаясь на теме обнаженного женского тела. Его видения, его «Сюита обнаженных женщин — купающихся, моющихся, обсыхающих, вытирающихся, причесывающихся или дающих себя причесывать» и есть его сотни состояний, где художник обрел страсть и ощущал тупик.

Последние работы отмечены поисками Дега. Автопортрет, невозможного равновесия и гармонии персонажей.

В начале своего творчества Дега ограничивался довольно узкой тематикой: изображение жизни ипподрома и театрального мира, женщин в их повседневной жизни. Однако эта узость тематики не должна вводить в заблуждение. Дега, как никто из других импрессионистов, понял красоту асимметрии, все очарование неожиданности и недосказанности. Именно у Дега японское влияние достигло высшего воплощения. Испытав в молодости сильное впечатление от Энгра и начав со строгих исторических картин и портретов, он стал классиком французского рисунка, несмотря на случайность и моментальность своих сюжетов. Он рисует, как фотографирует, заставляя мгновение застыть, заставляя зрителя осмысливать и анализировать.

В ранних записных книжках он отметил, что надо «... научиться запоминать формы и выражения и никогда не рисовать и не писать непосредственно с натуры».

 (478x600, 113Kb)

"Гладильщица"

 (700x660, 97Kb)

"Гладильщицы"

В конце 1860-х го­дов острое восприятие окружающей среды и повседневного человека сблизило художника с импрессионистами, и он начинает постоянно демонстрировать свои работы на их выставках. Однако в отличие от них Дега никогда не обращается к пейзажу, у него не было стремления передавать поэзию воздушной дымки, более того, он отрицательно относился к пейзажу, который и стал основой возникновения художественного метода импрессионизма. До этого его работы были написаны целиком в академической манере и не несли в себе того нового восприятия действительности, которое так интересно в искусстве Дега.

Зрелый период в творчестве Дега начался примерно с 70-х годов. В это время художник, ранее много путешествующий, постоянно живет в Париже. Увлеченный многообразием города и подвижностью его жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, кафе, театр, скачки). Из всех импрессионистов Дега, гениальный рисовальщик, великолепный художник, график и скульптор, был наиболее близок к Мане. Их пути шли параллельно и близко друг к другу, но к современной жизни Дега обратился под непосредственным влиянием Мане. Влияние Мане, которое выразилось в содружестве, блистательном совместном труде над решениями общих задач, а не в зависимости, вид­но даже при сопоставлении дат создания его картин — «Хлопковое бюро в Новом Орлеане» (1873), «Проездка скаковых лошадей» (1873), «Площадь Согласия» (1875), «Абсент» (1878). В них он в свой ственной ему резкой манере с примесью горечи показывает непрерывно изменяющуюся жизнь.

Немалую роль в этом играет обращение Дега к теме скачек. Его город стал приобретать новые черты, новый ритм, появляется новая область развлечений, главной особенностью которой стал спорт. Это придавало его работам простоту, схематичность и вместе с тем увлекательность. Однако это развлечение существовало для узкого круга общества, для избранных, куда вход непосвященным был запрещен. Все это позволило Дега остро ощутить многие черты современного ему мира, воплотить грусть и одиночество горожанина.

Дега влечет к себе не праздничность и нарядность захватывающего зрелища, а само изображение, которое таит в себе возможность новых и неожиданных поворотов. В своей конкретности и убедительности картины Дега во многом близки к импрессионистам. Однако в его работах нет той непринужденности, которая стремится сделать целью наблюдение (пусть и моментальное) над состоянием окружающего мира. Впечатление движения на картинах Дега появляется не от мо­ментального показа фигуры, а от определенных моментов движения, дающих ощущение времени. Этот фактор времени, казалось бы, совершенно чуждый живописи, является большим завоеванием Дега, и его почти нет в работах импрессионистов.

Дега сумел увидеть не поверхностные связи изображенного, а более внутренние и глубокие. В этом ему очень помогло увлечение новомодной тогда первой моментальной фотографией. Это позволило картинам Дега воплотить в себе те качества, которые в дальнейшем приведут к возникновению кинематографа.

Большое внимание уделял Дега показу характеристики поведения и облика людей, которые порождены различными условиями их труда и быта («Женщины на террасе кафе», 1877; «Гладильщицы», 1884). Эти работы являются вели­колепным воплощением душевной опустошенности женского образа. Его женщины — это горестные, забитые, мрачные создания, в изображение которых художник не вносит ни доброты, ни по­этической нежности. В своих картинах он показывает профессиональные жесты, позы, движения человека. В таком пристальном внимании к персонажам, которых он часто сознательно выбирал в низах, в утверждении их значимости, в убежденности, что красота существует в разных формах, а чаще всего в обыденном и обычном, складывается своеобразный гуманизм Дега.

 (537x699, 130Kb)

"Певица с перчаткой" 1878 

Однако наибольшую известность Дега приобрел благодаря целой серии пастельных рисунков из жизни театра. Балет и театр были главными увлечениями Дега. Именно картины этого жанра по своей поэтичности наиболее близки импрессионистам. Первые балетные сцены на полотнах Дега появились еще в 1873 г. Наиболее значительной из работ раннего периода стала «Танцовщица у фотографа». В ней тонко передана атмосфера зимних сумерек, пустого ателье и мглистого городского пейзажа за окном. Напряженная поза балерины, застывшей в начале танца, лишь усиливает неподвижность ее окружения. Движение вырвано, лишено атмосферы музыки и театрального освещения, нет приподнятости особого духовного доверия, присущего театру. Все говорит о физическом усилии, сложных движениях балерины, достигнутых длительной тренировкой тела. Профессия уничтожает человеческую личность, ее индивидуальные качества. Поэтому Дега часто ставили в упрек пренебрежение к внутреннему миру человека.

 (600x600, 100Kb)

"Ванная" 1885, Музей Хилл Стид, Фармингтон

 (540x570, 84Kb)

"Причесывающаяся женщина" 1885, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Но зачастую в работах Дега мы находим сочетание прекрасного, порой фантастического, и прозаического («Звезда», 1878). Особенностью многих произведений Дега является неожиданный поворот, ракурс. Часто он показывает танец и сцену сверху, что позволяет открыть зрителю новое как в самой живописи, так и в театре. Дега, умный и тонкий наблюдатель, фиксирует одновременно скрывающийся за внешней нарядной зрелищностью утомительный труд («Экзамен тан­ца», 1880; «Танцовщицы на репетиции»). В жизни театра он живо показывает соединение прозаических и поэтических моментов. В этих произведениях почти нет вибрации света и воздуха, столь характерной для импрессионистов. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией, с их точным и гибким рисунком, неожиданными поворотами сочетают внешнюю случайность с продуманностью и расчетом. Для них характерна утонченная сдержанность колорита.


В 1880—1890 гг. в творчестве Дега появляются изображения обнаженных фигур и балерин, более яркие по цвету, освещенные резким неискусственным цветом. Шедевром этого периода стала картина «Голубые танцовщицы». В ней мы видим уже законченный спектакль, феерию театрального зрелища. Она как бы выхвачена лучом театрального прожектора, свет заменяет рисунок, - заставляет двигаться и жить. В ней ярче всего - видно, отличие техники и понимания света у Дега и импрессионистов. Воздух у Дега не окрашивает свет, все заключено в особую среду театральной сцены.

В конце 1880-х -и начале 1910-х гг. Дега увлекается скульптурой. В фигурах лошадей, купалыциц, балерин он добивался выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластичность и цельность фигуры. Читая письма и записи Эдгара Дега, ощущаешь, как мало отпущено человеку для осуществления замыслов. В письме из Нового Орлеана в 1872 г. он отмечает, что «накапливает проекты, для выполнения которых потребовалось бы десять жизней...»

Рано начавшаяся болезнь глаз не помешала ему восхищаться многоцветьем новоорлеанской жизни: апельсиновыми рощами, негритянскими детьми, одетыми в ослепительно-белое. «Живописная фактура», по его выражению, может и мешать работать. «Солнечный свет здесь так силен, что я еще ничего не мог написать на реке», — писал он о работе в «хлопковом раю» Америки (1872).

С 1891 г. Дега уже даже не читает утренних газет — это делает его прислуга. Он живет своими старыми мыслями. Он убежден, что «все, что он делает, есть результат обдумывания и изучения старых мастеров...» И Дега оказался хорошим учеником старых мастеров — он отметил, что самое существенное — «это овладеть и суметь передать господствующий тон, на котором основана гармония картины...»



 (560x699, 152Kb) 

"Ария собаки" 1877 Собрание Хэймейера, Нью-Йорк

 (500x600, 62Kb)

"Звезда" 1877 Музей д'Орсе, Париж

 (508x699, 111Kb)

"Абсент" 1876, Музей д'Орсе, Париж

 (469x699, 163Kb)

"Мисс Лала в цирке Фернандо" 1879, Национальная галерея, Лондон


 (497x500, 126Kb)



 (700x570, 87Kb)

"Семья Беллелли" 1858

 (700x493, 104Kb)

Ранний период. 1854-1861

 (700x558, 126Kb)

"Хлопковая биржа" 1866-1868

 (700x558, 226Kb)

"Мадам Валпинсон с хризантемами"

 (480x600, 78Kb)

"Портрет мисс Кэссет" 1878 

 (700x462, 132Kb)

"Площадь Согласия. Шуршат колёса экипажа"

 (531x699, 134Kb)

 (698x699, 155Kb)

 (531x699, 65Kb)

" Эдмон и Тереза Морбилли" 

 (700x525, 115Kb)

"Рысаки у трибуны" 1866-1868

 (690x480, 117Kb)

"Интерьер (Изнасилованная)" 1869

 (657x600, 140Kb)

"Магазин дамских шляп"

 (671x600, 177Kb)

"У модистки"

 (683x600, 151Kb)

"У модистки"

 (700x528, 202Kb)

"На скачках"

 (699x441, 107Kb)

"На скачках в Каунтри"

 (693x570, 73Kb)

 (700x415, 130Kb)

"На пляже"

 (700x398, 88Kb)

 (513x600, 138Kb)

"На балете"

 (500x600, 113Kb)

"Оркестр"

 (449x600, 84Kb)

"Оркестровая яма"

 (585x600, 168Kb)

"Эдмон Дуранти"


 (650x550, 98Kb)

"Балерина и женщина с зонтом" 1882

 (699x585, 176Kb)

"Четыре танцовщицы" 1884


 (460x600, 105Kb)

"Кабаре «Амбассадор»" 1876

 (490x600, 94Kb)

"Туалет" 1885

 (451x495, 188Kb)

"Женщина в ванне" 1885

 (700x525, 144Kb)

"Женщина, моющая спину" 1886

 (466x550, 102Kb)

"Женщина, выходящая из ванны"

 (419x699, 61Kb)

 (456x698, 99Kb)

"Причесывающаяся женщина" 1887-1890

 (700x385, 139Kb)

"После купания" 1885

 (508x600, 163Kb)

 (579x600, 178Kb)

 (506x600, 149Kb)

"Женщина, вытерающаяся после умывания"

 (645x600, 156Kb)

"Женщина за туалетом"

 (539x600, 154Kb)

"После умывания" 1884

 (485x699, 122Kb)

"Прима" 1877

 (580x600, 101Kb)

 (650x500, 80Kb)

"Балерины на поклонах" 1885

 (415x550, 70Kb)

"Арлекин и Коломбина" 1886

 (506x550, 104Kb)

"Балетный класс мадам Кардиналь"

 (616x699, 68Kb)

"Балетная школа" 1877

 (420x700, 124Kb)

"Финал арабеска" 1877

 (648x607, 61Kb)

"Отдыхающая танцовщица"

 (700x619, 148Kb)

 (461x698, 153Kb)

"Танцавщица с тамбурином" 

 (611x699, 184Kb)

"Танцовщицы"

 (530x699, 141Kb)

"Танцовщицы на подмостках. Поклоны"

 (401x550, 87Kb)

"Пейзаж с танцовщицами"

 (511x550, 116Kb)

"Танцовщица в зелёном"

 (636x415, 26Kb)

"Класс"

 (700x525, 117Kb)

 (565x699, 183Kb)

"Три танцовщицы в репетиционном зале" 1873

 (419x550, 87Kb)

 (510x699, 116Kb)

 (587x698, 240Kb)

"Танцовщицы"

 (699x474, 124Kb)

"Урок танца" 1872

 (466x699, 119Kb)

"Танцовщица у станка" 1880

 (699x501, 168Kb)

"Репетиция на сцене"

 (700x665, 140Kb)

"Танцовщицы, занимающиеся у станка"

 (507x699, 119Kb)

"Две юные танцовщицы "

 (534x699, 148Kb)

 (700x340, 82Kb)

"Балет на сцене парижской Оперы"

 (699x478, 151Kb)

"Балетная сцена"

 (528x699, 207Kb)

"Две танцовщицы" 1898-1899

 (518x700, 142Kb)

 (536x698, 46Kb)

"Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица"

 (699x444, 148Kb)

"Репетиция"


 (524x698, 36Kb)

"Сидящая балерина" 1879-1880

 (582x550, 140Kb)

"Три русские танцовщицы"

 (400x496, 205Kb)

"Танцовщица" Эрмитаж

 (700x587, 165Kb)

"Танцовщицы в розовом" 1880-1885

 (699x557, 169Kb)

"Балетная репетиция"

 (700x385, 77Kb)

Эдгар Дега "Побережье в Эббе"

назад к списку новостей »