Пит Мондриан - Композиция №6
Создатель неопластицизма, он выдвинул идею «универсальной гармонии», воплощенной в геометризованной, обобщенной форме. Он предложил свой вариант абстрактной живописи – комбинации крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра.
Пит Мондриан. Композиция №6 (1919-1921)
Обретению собственного языка предшествовали годы ученичества, когда Мондриан писал традиционные реалистические пейзажи, запечатлевая все то, что уже было известно посетителям музеев по картинам многочисленных голландских пейзажистов. Около 1914 года, после посещения Парижа, где Мондриан знакомится с творчеством Сезанна, кубистов, перенимает так необходимый ему опыт у Пикассо, Брака, Леже, Озанфана, он начинает разрабатывать собственный стиль. Изгоняя из живописи все узнаваемое, художник оставляет на поверхности холста лишь систему перпендикулярных линий и строго организованных, геометрически правильных прямоугольников чистого цвета. С 1917 года Мондриан с единомышленниками создает группу «Де Стийл», издает одноименный журнал, где пропагандирует идеи неопластицизма. Основными тезисами его теории становятся следующие утверждения: палитра должна состоять из основных цветов – желтый, синий, красный, или «нецветов» - белый, серый, черный. Композиция состоит из линий и прямоугольных плоскостей. Симметрия избегается, гармония достигается соотношением пропорций и ритмом расположения линий. Прекрасным примером раннего геометрического стиля мастера может служить представленная на выставке «Воображаемый музей» «Композиция № 6». Она входит в серию стилистически похожих работ, датируемых 1919 – началом 1921 года. Здесь Мондриан еще использует много цвета: черный, несколько оттенков серого и основные – желтый, синий, красный. Я предлагаю вашему вниманию еще две картины Пита Мондриана.
Пит Мондриан. Портрет девочки с цветами. 1900-01