Эдуард Мане - французский художник-импрессионист
Все великие начинания закладываются в детстве. Родители будущего французского художника решили, что по характеру своему Эдуар может быть капитаном или юристом — в семье чиновника эта респектабельная профессия пользовалась уважением.
Эдуард Мане, автопортрет.
Любовь к переменчивости красок и разнообразным лицам людей и составила суть ремесла живописи, которое Эдуар постигал в Школе изящных искусств в Париже у Тома Кутюра. После собственной выставки в 1867 г. Мане становится известным. Кафе Гербуа на улице Батиньоль было маленьким приютом переполненных новыми идеями художников. Базиль и Писсарро, Клод Леоне и Ренуар были завсегдатаями кружка. Своими открытиями в области чувственного отражения парижской жизни делились Берта Моризо, Дега. Кстати, они не имели программных идей, ибо чувства молодого талантливого художника трудно вставить в какие-либо жесткие рамки.
Мане служил артиллеристом в Национальной гвардии. Художник и Парижская-коммуна были связаны прочными узами человеческой трагедии («Гражданская война и акварели», «Расстрел коммунаров», 1871). Яркие впечатления он почерпнул в Рио-де-Жанейро. Умер художник в 1883 г. признанным метром французского искусства. Он был уважаемым парижанином с ленточкой ордена Почетного легиона в петлице, лидером импрессионизма.
Что же представлял собой импрессионизм?
В 1874 г. на независимой выставке молодых художников была выставлена работа К. Моне «Впечатление восходящего солнца» («impression» — впечатление). Критик Леруа иронически повторил это слово по отношению к участникам выставки. Отсюда и пошло это название, сначала как бранная кличка, а затем как определение целого течения. Более полувека художников преследовали, не давая им выставляться и не покупая их работы. Чем же они так раздразнили критику и публику?
Эдуард Мане, «В лодке»
Они вышли из мастерской на воздух (пленэр), научились писать на открытом воздухе и утверждали, что художник воспринимает все окружающее так, как он видит, а не так, как думает, и должен писать, как он видит. Они создали новую технику для более достоверной передачи мира. Импрессионизм — это живопись впечатлений, моментов, красочная стенография. Из палитры художника почти всегда исключались черная краска и темная сторона жизни. Мир их живописи был реальный, но он оставался светлым, праздничным. Для воссоздания мира во всей его изменчивости и движении они отходят от привычных представлений о цвете и технике живописи.
Завтрак на траве. 1863.
Решающим для Мане был 1863 год. Отвергнутый художественной критикой «Завтрак на траве» подвигает Эдуара на эзоповский прием. Он создает «Олимпию» — вдохновенную вариацию на тему обнаженной натуры. Тициановские мотивы были огрублены и поруганы. Венера предстала изнеженной парижанкой, а целомудрие Мане разбавил приличной дозой пошлости. Технически автор с работой справился безупречно. Викторина Меран, модель раннего Мане, была великолепна, так как была олицетворением силы и смелости художника. Мане подчеркнул вечность самой темы и вынудил академиков признать право художника отражать многоплановость жизни, прибегать к трюку и ассоциации в живописи.
Олимпия. 1863
Второй период творчества Мане, когда его живопись вспыхнула яркими, солнечными красками, принадлежит импрессионизму.
На изменение техники и ощущение действительности в европейской живописи, в частности у Мане, сильно повлияли японские цветные гравюры, которые поражали своей гармонией простоты и ярких цветовых пятен. До их появления никто не смел писать белую стену, красную крышу, голубой или фиолетовый снег. Японцы показали, что природа — это не ряд тел и фигур, а нескончаемая цепь вечно меняющихся явлений. Влияние японцев позволило открыть Мане новое понимание принципов пространства и света в живописи. Как он сам остроумно замечал, свет стал единственным персонажем картин. Мане расходился со многими импрессинистами, сохранив ясность рисунка, серые и черные тона, отдавая предпочтение не любимому ими пейзажу, а бытовому сюжету с эпатажем по отношению к городскому мещанину и одновременно критикам.
Мане спокойно и бесцеремонно разрушал освященные временем академические правила иерархии жанров. Он смешивал портрет с бытовым жанром или с пейзажем и даже натюрмортом. Органическое и немеркнущее живое слияние высоких принципов прошлого и смелая новизна — удивительное качество искусства Мане. Каждый объект содержит в себе целую гамму оттенков, меняющуюся в зависимости от освещения и воздушной среды. Для этого нового восприятия природы уже не годились ни смешивание красок на палитре, ни гладкий мазок, ни линии и светотеневые моделировки. Все смелее он пользуется чистым цветом, нанося краски на холст подвижными раздельными мазками. Это стало необходимостью для сохранения вибрации света и воды, впечатления движения и жизни.
Теперь, когда мы смотрим на его картины, трудно поверить, что когда-то они вызывали такую бурю негодования — до такой степени они кажутся нам классическими и хрестоматийными. В 1863 г. Мане выставил в «Салоне отверженных» свою картину «Завтрак на траве», и с этой даты начинается тридцатилетняя война между новой живописью и старой публикой. Все «преступление» Мане состояло в том, что он осмелился изобразить обнаженную женскую фигуру вместе с мужчинами, одетыми в современные костюмы.
Еще школяром он бродил по Лувру и изучал произведения Джорджоне, Тициана, Веласкеса, Гойи, и их влияние очень замет но в его работах. Если в более ранний период своего творчества Мане стремился к жизненной достоверности образов, сочетая ее с романтизации облика своих моделей, то позднее, переосмысливая сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, он стремился наполнить их звучанием своего времени, передать на холсте хотя бы часть обуревавших его чувств. Так были написаны прекрасные произведения «Завтрак в мастерской» (1868), «Балкон» (1868), «Чтение» (1868), «Мальчик с грушей» (1868), «Мыльные пузыри» (1870), на большинстве из которых были изображены его домашние.
Мане - один из самых французских художников во всем французском искусстве, благодаря ему можно ощутить запах, цвет, звуки Парижа. В начале 70-х годов Мане пишет ряд портретов политических деятелей и друзей, а также создает морские пейзажи («Ласточки» (1873), «На пляже» (1873), «Труженики моря» (1873). Но вершиной творчества Мане в этот период стало полотно «Бал в Опере» (1873), которым он начал наступление, на бездушный, уродливый Париж Третьей республики. Изображение многолюдного общества важных господ в черных фраках и разодетых дам поражает зрителя своей невыдуманной правдой. Все последующие годы, до своей ранней смерти Мане работал очень напряженно и создал свои лучшие работы: «Парижанка», «Художник», «Нана», «Улица Монье с флагами», Мане. Бар в Фоли-Бержер. «Подвыпившая», в которых развил свои наиболее смелые идеи. В этом и выражалось его новаторство, этого и боялись критики. Их отзвуки в цикле «Сена у Артанжеля», «Вид в Ар-жантейле», «Аржантейль», а также в цикле литографий к «Ворону» Э.По.
«Бар в „Фоли-Бержер“»
К концу жизни Мане написал картины, где показал жизнь улиц и бульваров Парижа, и множество портретов, лучшим из которых считается «Бар в Фоли-Бержер» (1882). Злобный хохот публики и улюлюканье критики замолкли лишь тогда, когда после многолетней борьбы, десятки раз не принятый в Салон, где выставлялись признанные официальной критикой и Академией искусств, мастер удостоился наконец почетного отзыва за свою не самую лучшую картину «Бар в Фоли-Берже» Но Салон 1882 г. был последним, в котором участвовал Мане. Уже в начале 90-х годов 19 в. работы Мане были приняты в лучшие музеи Франции, что ознаменовало победу импрессионизма. «Вы, может быть, еще не любите эту живопись, но Вы ее полюбите», — так очертил путь импрессионизма сам Эдуард Мане еще в 1877 г.
Мане по-своему представлял счастье. Для него это — «увидеть Веласкеса», «живописца из живописцев» (Мадрид, 1865г.). Одновременно он ценил и поддерживал своих собратьев-художников. Известно, что Мане не одобрял Дега с его стремлением к исторической хронике событий. Мане скептически относился к званию «исторический живописец», считая это оскорблением. Он испытывал приступы отчаяния, когда на него навешивали ярлыки. Курбе назвал «Олимпию» «игральной картой». Переживал Мане и из-за оценки Теофиля Готье, назвавшего «Олимпию» «крайне опасной». Мане удивлялся, что в его картине усмотрели желание «привлечь к себе внимание любой ценой».
У папаши Латюиля
Нана
Бал в Фоли-Бержер
Портрет родителей.
Портрет Жанны Дюваль
В лодке
Флейтист.
Гитарреро
Кружка пива
Уголок кафешантана
Железная дорога
Клод Моне в лодке
В оранжерее
дама с веерами
Портрет Эмиля Золя
Бал-маскарад в Опере
Скачки в Лоншане
Отдых. Портрет Берты Моризо
Балкон
Завтрак в Мастерсокй
Уличная певица
Бой быков в Мадриде
В саду
Лола из Валенсии
Викторина Меран в костюме эспады
Музыка в Тюильри
Викторина Меран
Дорожные рабочие на улице Монье
Мыльные пузыри
Большой канал в Венеции
Ласточки