Эжен Делакруа - французский художник
Наследником Жерико в его поисках стал Эжен Делакруа. Правда, Делакруа было отпущено почти в два раза больше жизненного срока, и он сумел не только доказать правоту романтизма, но и благословить новое направление живописи 2-й пол. 19 в. — импрессионизм.
Родился художник в 1798 г. в Шарентон-Сен-Морис. После смерти отца, который был префектом Марселя, а затем Бордо, мать с мальчиком переселяется в Париж. В семь лет его отдают в императорский лицей. В 1815 г. он поступает в мастерскую Герена, — но вскоре уходит оттуда в Школу изящных искусств. Делакруа получает классическое образование, и любовь к античной культуре он подчеркивал всю свою жизнь. Гомер, Вергилий, Марк Аврелий входили в круг его чтения постоянно. Художественным авторитетом для юного художника являлся классицист Давид, которого он ценил за «мощный ум» и «большое чувство».
Делакруа после манифестационных выступлений Жерико хорошо представлял, что в искусстве наступили времена сильных эмоциональных потрясений. Сначала новую для него эпоху он пробует осмыслить через известные литературные сюжеты. Его картина «Данте и Вергилий», представленная в Салоне 1822 г., — попытка через исторические ассоциативные образы двух поэтов: античности — Вергилия и Возрождения — Данте посмотреть на кипящий котел, «ад» современной эпохи. Когда-то в своей «Божественной комедии» Данте взял в провожатые по всем сферам (рая, ада, чистилища) земли Вергилия. В сочинении Данте возникал новый возрожденческий мир путем переживания средневековьем памяти об античности. Символ романтического мира как синтеза античности, Возрождения и средневековья возникал в «ужасе» видений Данте и Вергилия. Но сложная философская аллегория получилась хорошей эмоциональной иллюстрацией предвозрожденческой эпохи и бессмертного литературного шедевра.
Прямой отклик в сердцах современников Делакруа попытается найти через свою собственную боль сердца. Горящие свободой и ненавистью к угнетателям молодые люди того времени говорят о освободительной войне Греции. Туда едет сражаться романтический бард Англии — Байрон. Делакруа видит смысл новой эпохи в изображении уже более конкретного исторического события — борьбы и страдания свободолюбивой Греции. Он останавливается на сюжете гибели населения греческого острова Хиос, захваченного турками. В Салоне 1824 г. Делакруа показывает картину «Резня на острове Хиосе». На фоне бесконечного пространства всхолмленной местности, которая еще кричит от дыма пожарищ и незатихающего сражения, художник показывает несколько групп израненных, обессиленных щин и детей. Им остались последние минуты свободы перед приближением врагов. Турок на вздыбленном коне справа как бы нависает над всем передним планом и множеством находящихся там страдальцев. Красивы тела, лица полоненных людей. Кстати, Делакруа позднее будет писать о том, что греческая скульптура была превращена художниками в иероглифы, спрятавшие настоящую греческую красоту лица и фигуры.
"Плот Данте", 1822 год
"Резня на Хиосе", 1824 год
Эжен Делакруа
"Смерть Сарданапала". 1827 г.
"Свобода на баррикадах", 1831 год
"Овидий среди скифов", 1859 годЭжен Делакруа
"Охотник на львов в Марокко". 1854 г.
Эжен Делакруа
"Алжирские женщины в своих комнатах". 1834 г.
Эжен Делакруа
"Жорж Санд". 1838 г.
Эжен Делакруа
"Фредерик Шопен". 1838 г.
Эжен Делакруа
"Вход крестоносцев в Константинополь". 1840 г.
Эжен Делакруа
"Греция на руинах Миссолонги". 1826 г.