29.07.2018

Теодор Жерико – французский живописец

Искусство романтизма во Франции развивалось особыми путями. Первое, что отличало его от аналогичных движений в других странах, — это активный наступательный («революционный») характер. Поэты, писатели, музыканты, художники отстаивали свои позиции не только созданием новых произведений, но и участием в журнальной, газетной полемике, что исследователями характеризуется как «романтическая битва». В романтической полемике «отточили свои перья» знаменитые В.Гюго, Стендаль, Жорж Санд, Берлиоз и многие другие писатели, композиторы, журналисты Франции.

gerica11.jpg

Теодор Жерико. Офицер конных егерей во время атаки. 1812


С другой стороны, романтики родились во Франции под крылышком у классицистов. Такой явный сторонник академического искусства, как Энгр, в ряде своих работ не избежал влияния романтизма. Знаменем французского романтизма, создателями манифестных произведений этого направления стали два выдающихся мастера — Теодор Жерико (1791—1824) и Эжен Делакруа (1798—1863).

Теодор Жерико прожил короткую жизнь. Многие его планы остались неосуществленными, о них мы можем судить только по наброскам композиций. Художник родился в Руане, в богатой семье. Получил хорошее образование в лицее, который закончил в семнадцать лет. В лицейские годы страсть к рисованию проявилась в безудержном стремлении к анималистике. Он мог часами рисовать горячий нрав лошадей, их особую красоту, убегая вместо уроков на конюшню. В 1808 г. Жерико поступил учеником в мастерскую Карла Берне. Туда его привела та же страсть к изображению животных, поскольку маэстро Берне считался ведущим художником-анималистом Франции. Дружбу с сыном учителя он сохранил на всю жизнь. Через два года Жерико пришел к историческому живописцу, стороннику классицизма Герену, в ателье которого можно было практиковаться в писании живой натуры.

Но программу самосовершенствования молодой художник составил себе сам, и идеалом был для него тогдашний кумир Давид и его ученик Гро. В 20-е годы, направляясь в Англию, Жерико сделает круг и заедет в Брюссель, чтобы повидать Давида, который жил там в изгнании. Из записных книжек 10-х годов молодого художника ясно, какой напряженной работой он взращивал свое мастерство. Его планы отразились в отрывочных заметках:

«Рисовать и писать с великих мастеров древности. Читать и компоновать. Анатомия. Античность. Музыка. Итальянский язык. Посещать курсы по античному искусству по вторникам и субботам в два часа. Декабрь. Написать фигуру у Дорси. Вечером рисовать с антиков и компоновать различные сюжеты. За­ниматься музыкой.   Январь. Ходить к г.Герену, чтобы писать с натуры. Февраль. Работать исключительно над стилем мастеров и компоновать, не выходя из дома и только одному».

В Салоне 1812 г. Жерико показывает картину «Офицер императорских конных егерей во время атаки». Это был год апогея славы Наполеона и военного могущества Франции. Композиция картины представляет всадника в необычном ракурсе «внезапного» момента, когда конь вздыбился, а всадник, удерживая почти вертикальное положение коня, повернулся к зрителю. Изображение такого момента неустойчивости, невозможности позы усиливает эффект движения. Конь имеет одну точку опоры, он должен обрушиться на землю, ввинтиться в схватку, которая довела его до такого состояния. Многое сошлось в этом произведении: безусловная вера Жерико в возможность владения человеком своими силами, страстная любовь к изображению лошадей и смелость начинающего мастера в по которому условность языка даже помогает понять и почувствовать главное: способность человека бороться и побеждать.

В Англии Жерико очень много работает в технике литографии («Большая английская сюита», 1821 г., представляет жизнь простого английского труженика) и создает своеобразное живописное произведение «Скачки в Эпсоме». В картине скачек он выбирает момент стремительного движения, который всегда так сильно поглощает зрительскую страсть. В изображении захватывающего бега художник показывает лошадей с вытянутыми передними и задними ногами. Это сугубая ошибка, так как современная моментальная фотография доказала, что такого положения ног у лошадей в беге быть не может. Другие элементы композиции и колорита картины «работают» на эффект движения, но «ошибка» — утрирование шага коней — самая впечатляющая. Фактура живописи этой картины также интересна: тщательно прописываются лошади и фигуры всадников и обобщенно передается пейзажный фон. Колорит интенсивный, «зажигающий», в нем перемешаны цвета одежды жокеев: темно-синяя, гранатовая, голубая с белым, желтая и масти лошадей: рыжая, темно-гнедая, белая, гнедая.

Теодор Жерико. Умалишенный, воображающий себя полководцем

Умалишенный, воображающий себя полководцем

Теодор Жерико. Сумасшедшая старуха

Сумасшедшая старуха

Стремление к передаче динамики движения и переживания заставило Жерико согласиться на предложение его друга-психиатра написать несколько пациентов лечебницы (1822—1823). Портреты «Сумасшедшей старухи», «Сумасшедшего, воображающего себя полководцем» чрезвычайно выразительны.

Чувственность  художника,  раскрывшаяся  в работе над излюбленной анималистической темой, сказалась и в особом освоении им пространственных объемов. Его скульптурная работа «Нимфа и Сатир» — пример «живописной» лепки, которая станет характерной манерой ваятелей только в конце 19 в.

Но, по свидетельству современников, такое изначально осязаемое скульптурное восприятие было характерно и для масляной живописи художника: ученик Жерико — Антуан Монфор рассказывал, что мастер «писал сразу на белом холсте, без предварительного наброска и какой-либо подготовки, кроме твердо установленного контура, и качество работы от этого не ухудшалось. Я наблюдал, с каким напряженным вниманием он смотрел на модель, прежде чем дотронуться до холста; казалось, он двигался медленно, между тем как на самом деле он писал очень быстро, сразу кладя каждый мазок на нужное место, и лишь изредка был вынужден возвращаться к написанному месту... Будучи свидетелем этого внешнего спокойствия, вы были тем более поражены энергией и порывом его выполнения. Какая поразительная выпуклость форм! В особенности, когда какая-нибудь часть была лишь подготовлена к живописи; это походило на фрагмент скульптуры в стадии наброска».

У живописца в 20-е годы было задумано ряд исторических композиций, но ранняя смерть помешала их осуществлению. Новаторство Жерико открывало новые возможности для передачи волновавшего романтиков движения, подспудных чувств человека, колористической фактурной выразительности картины.

1024px-JEAN_LOUIS_THÉODORE_GÉRICAULT_-_La_Balsa_de_la_Medusa_(Museo_del_Louvre,_1818-19).jpg

Теодор Жерико. Плот Медузы. 1818 - 1819 гг. Холст, масло. 491см х 716 см. Париж, Лувр

1280px-The_Raft_of_the_Medusa_-_Louvre.jpg

Картины Теодора Жерико  "Раненый кирасир" (1814)  и  «Плот "Медузы"»  в Лувре, галерея Денон.

назад к списку новостей »