Теодор Жерико – французский живописец
Искусство романтизма во Франции развивалось особыми путями. Первое, что отличало его от аналогичных движений в других странах, — это активный наступательный («революционный») характер. Поэты, писатели, музыканты, художники отстаивали свои позиции не только созданием новых произведений, но и участием в журнальной, газетной полемике, что исследователями характеризуется как «романтическая битва». В романтической полемике «отточили свои перья» знаменитые В.Гюго, Стендаль, Жорж Санд, Берлиоз и многие другие писатели, композиторы, журналисты Франции.
Теодор Жерико. Офицер конных егерей во время атаки. 1812
С другой стороны, романтики родились во Франции под крылышком у классицистов. Такой явный сторонник академического искусства, как Энгр, в ряде своих работ не избежал влияния романтизма. Знаменем французского романтизма, создателями манифестных произведений этого направления стали два выдающихся мастера — Теодор Жерико (1791—1824) и Эжен Делакруа (1798—1863).
Теодор Жерико прожил короткую жизнь. Многие его планы остались неосуществленными, о них мы можем судить только по наброскам композиций. Художник родился в Руане, в богатой семье. Получил хорошее образование в лицее, который закончил в семнадцать лет. В лицейские годы страсть к рисованию проявилась в безудержном стремлении к анималистике. Он мог часами рисовать горячий нрав лошадей, их особую красоту, убегая вместо уроков на конюшню. В 1808 г. Жерико поступил учеником в мастерскую Карла Берне. Туда его привела та же страсть к изображению животных, поскольку маэстро Берне считался ведущим художником-анималистом Франции. Дружбу с сыном учителя он сохранил на всю жизнь. Через два года Жерико пришел к историческому живописцу, стороннику классицизма Герену, в ателье которого можно было практиковаться в писании живой натуры.
Но программу самосовершенствования молодой художник составил себе сам, и идеалом был для него тогдашний кумир Давид и его ученик Гро. В 20-е годы, направляясь в Англию, Жерико сделает круг и заедет в Брюссель, чтобы повидать Давида, который жил там в изгнании. Из записных книжек 10-х годов молодого художника ясно, какой напряженной работой он взращивал свое мастерство. Его планы отразились в отрывочных заметках:
«Рисовать и писать с великих мастеров древности. Читать и компоновать. Анатомия. Античность. Музыка. Итальянский язык. Посещать курсы по античному искусству по вторникам и субботам в два часа. Декабрь. Написать фигуру у Дорси. Вечером рисовать с антиков и компоновать различные сюжеты. Заниматься музыкой. Январь. Ходить к г.Герену, чтобы писать с натуры. Февраль. Работать исключительно над стилем мастеров и компоновать, не выходя из дома и только одному».
В Салоне 1812 г. Жерико показывает картину «Офицер императорских конных егерей во время атаки». Это был год апогея славы Наполеона и военного могущества Франции. Композиция картины представляет всадника в необычном ракурсе «внезапного» момента, когда конь вздыбился, а всадник, удерживая почти вертикальное положение коня, повернулся к зрителю. Изображение такого момента неустойчивости, невозможности позы усиливает эффект движения. Конь имеет одну точку опоры, он должен обрушиться на землю, ввинтиться в схватку, которая довела его до такого состояния. Многое сошлось в этом произведении: безусловная вера Жерико в возможность владения человеком своими силами, страстная любовь к изображению лошадей и смелость начинающего мастера в по которому условность языка даже помогает понять и почувствовать главное: способность человека бороться и побеждать.
В Англии Жерико очень много работает в технике литографии («Большая английская сюита», 1821 г., представляет жизнь простого английского труженика) и создает своеобразное живописное произведение «Скачки в Эпсоме». В картине скачек он выбирает момент стремительного движения, который всегда так сильно поглощает зрительскую страсть. В изображении захватывающего бега художник показывает лошадей с вытянутыми передними и задними ногами. Это сугубая ошибка, так как современная моментальная фотография доказала, что такого положения ног у лошадей в беге быть не может. Другие элементы композиции и колорита картины «работают» на эффект движения, но «ошибка» — утрирование шага коней — самая впечатляющая. Фактура живописи этой картины также интересна: тщательно прописываются лошади и фигуры всадников и обобщенно передается пейзажный фон. Колорит интенсивный, «зажигающий», в нем перемешаны цвета одежды жокеев: темно-синяя, гранатовая, голубая с белым, желтая и масти лошадей: рыжая, темно-гнедая, белая, гнедая.
Умалишенный, воображающий себя полководцем
Сумасшедшая старуха
Стремление к передаче динамики движения и переживания заставило Жерико согласиться на предложение его друга-психиатра написать несколько пациентов лечебницы (1822—1823). Портреты «Сумасшедшей старухи», «Сумасшедшего, воображающего себя полководцем» чрезвычайно выразительны.
Чувственность художника, раскрывшаяся в работе над излюбленной анималистической темой, сказалась и в особом освоении им пространственных объемов. Его скульптурная работа «Нимфа и Сатир» — пример «живописной» лепки, которая станет характерной манерой ваятелей только в конце 19 в.
Но, по свидетельству современников, такое изначально осязаемое скульптурное восприятие было характерно и для масляной живописи художника: ученик Жерико — Антуан Монфор рассказывал, что мастер «писал сразу на белом холсте, без предварительного наброска и какой-либо подготовки, кроме твердо установленного контура, и качество работы от этого не ухудшалось. Я наблюдал, с каким напряженным вниманием он смотрел на модель, прежде чем дотронуться до холста; казалось, он двигался медленно, между тем как на самом деле он писал очень быстро, сразу кладя каждый мазок на нужное место, и лишь изредка был вынужден возвращаться к написанному месту... Будучи свидетелем этого внешнего спокойствия, вы были тем более поражены энергией и порывом его выполнения. Какая поразительная выпуклость форм! В особенности, когда какая-нибудь часть была лишь подготовлена к живописи; это походило на фрагмент скульптуры в стадии наброска».
У живописца в 20-е годы было задумано ряд исторических композиций, но ранняя смерть помешала их осуществлению. Новаторство Жерико открывало новые возможности для передачи волновавшего романтиков движения, подспудных чувств человека, колористической фактурной выразительности картины.
Теодор Жерико. Плот Медузы. 1818 - 1819 гг. Холст, масло. 491см х 716 см. Париж, Лувр
Картины Теодора Жерико "Раненый кирасир" (1814) и «Плот "Медузы"» в Лувре, галерея Денон.