Жан Огюст Доминик Энгр – французский живописец и рисовальщик
Энгр Жан Огюст Доминик (Ingres Jean Auguste Dominique, 1780–1867), французский живописец и рисовальщик. С 1796 учился у Жака Луи Давида в Париже. в 1806–1824 годах работал в Италии, где изучал искусство Возрождения и особенно творчество Рафаэля; в 1834–1841 был директором Французской академии в Риме. Энгр писал картины на литературные, мифологические, исторические сюжеты (“Юпитер и Фетида”, 1811, Музей Гране, Экс-ан-Прованс; “Обет Людовика XIII”, 1824, собор в Монтобане; “Апофеоз Гомера”, 1827, Лувр, Париж), портреты, отличающиеся точностью наблюдений и предельной правдивостью психологической характеристики (портрет Л.Ф. Бертена, 1832, Лувр, Париж), идеализированные и вместе с тем полные острого чувства реальной красоты ню (“Купальщица Вольпенсон”, 1808, “Большая одалиска”, 1814, – оба в Лувре, Париж).
1804. Автопортрет (Шантильи, музей Конде)
Творчество Жана Огюста Доминика Энгра приходится как раз на период решительных изменений в искусстве: классицизм уступает место романтизму. Энгр, будучи в целом верным приверженцем классицизма, эту традицию понимал по-своему. В 1790-е годы одиннадцатилетним мальчиком он поступил в художественную академию в Тулузе. Его учили Жозеф Рок, скульптор Виган, пейзажист Жан Бриан. Кроме того, Энгр играл на скрипке и даже подрабатывал в оркестре театра. В 1797 т. молодой художник приехал в Париж и поступил в мастерскую Давида, а в 1799 г. в живописный класс Школы изящных искусств. В 1801 г. получил право поездки в Италию, но государственные финансы были в то время расстроены, и стал он стипендиатом только через пять лет. В 1806 г. уехал в Рим и пробыл там до 1824 г. Это были годы плодотворной работы. В дневниковых записях художника есть такие размышления: «Двух искусств не существует — есть только одно. Его основа — вечно прекрасное и естественное. Наша цель не изобретать, а продолжать, и нам много есть что делать, пользуясь, по примеру мастеров, бесчисленными образцами, которые нам постоянно предлагает природа, воспроизводя их со всей искренностью нашего сердца, облагораживая их тем чистым и точным стилем, без которого никакое произведение не может быть прекрасно». Энгр выбирает сюжеты античные и средневековые, видит в интересующей его натуре поводы для облагораживания ее естественных форм: «Нужно помнить, — записывает он, — что отдельные части самой совершенной статуи никогда не могут, каждая сама по себе, превзойти природу и что нашим идеям невозможно подняться в красоте, которые мы видим в ее творениях. Единственное, что мы можем сделать, — это суметь собрать их вместе».
С 1808 по 1818г. были созданы «Сидящая купальщица», «Зевс и Фетида», «Большая одалиска», «Роже и Анжелика», «Паоло и Франческа», «Рафаэль и Форнарина». Тематический диапазон Энгра явно выходит из рамок классицизма — с
этим стилем его связывают только формальные поиски. И собственно репутацию вождя классицизма за ним закрепила картина «Обет Людовика XIII», присланная в Салон 1824'г. Художественная манера Энгра ищет во внешней музыкальности формы ритмичности, линеарности, цветовой сбалансированности. «Плохое исполнение убивает все: в природе его не существует», — считает художник. Невозможно, по его мнению, браться за выражение каких-то состояний, если у художника не хватает для их написания выучки и мастерства. Энгр как классицист отчетливо представляет возможности живописного языка и никогда не пытается, как романтики, найти нечто, не укладывающееся в рамки жанров или лексики изобразительных искусств. «Представить... идею красоты вне природы... выше того, что дает природа, столь же невозможно, как невозможно иметь представление о шестом чувстве. Мы вынуждены вырабатывать все свои понятия, вплоть до идеи Олимпа и его божественных обитателей, исходя из предметов чисто земных. Все глубокое изучение искусства сводится к тому, чтобы научиться подражать этим предметам». В этом высказывании Энгр хорошо раскрывает суть трагедии позднего классицизма. Романтики отважились на показ духа — шестого чувства, для классицистов это была невыразимая никакими формами тема; романтики верили в возможность фантазийного возникновения художественных композиций, классицизм предпочитал абстрагироваться от конкретных жизненных предметов. В позднем варианте классицизма это и рождало странную смесь напыщенной надуманности и обыкновенного слащавого, с оттенком бытовизма, натурализма.
Энгр возвращается в Париж, открывает мастерскую, получает орден Почетного легиона, членство в Академии. Картина 1827 г. «Апофеоз Гомера» — программная демонстрация его идей — имела успех в академических кругах. Другая работа «Святой Симфорион, идущий на казнь» (1831) была принята без особых рукоплесканий, и раздосадованный маэстро до 1841 г. уехал в Рим. За прошедшее десятилетие было создано не много произведений, среди них значительные: «Стратоника», «Одалиска и рабыня», «Мадонна перед чашей с причастием». При возвращении в Париж он уже признанный мастер. Желание Энгра заняться монументальными работами сбывается — несколько лет он расписывает замок Дампьер (панно «Золотой век» и т.д). Его главные принципы как художника классической школы — точный рисунок, скульптурная лепка форм, монохромность колорита неизменно реализуются в лучших работах позднего парижского периода, «Венера Анадиомена» (1848), «Турецкая баня» (1863).
На протяжении всего творческого пути Энгр с увлечением работает в жанре портрета (портрет семьи Ривьер; госпожи Девосе; госпожи Шовен; художника Тевенена — директора Французской Академии в Риме). Своей манере живописец не изменяет — это линеарность; контур, обрисовывающий фигуру, всегда чрезвычайно характерен; рисунок динамичный; ритм строгий, но лишенный однообразия. За портретным сходством изображенных людей стоит стремление представить их в идеальном состоянии человеческого духа. Внутренний строй позирующих героев, видимо, был близок задачам художника, и портреты ему на редкость удавались. «В изображениях человека в искусстве спокойствие является главной красотой тела, равно как в жизни мудрость — самое высокое выражение души», — записывает в дневнике художник. Младшие современники Энгра — художники Жерико, Делакруа, его соученик по мастерской Давида — Гро, в то время как мастер демонстрирует свою верность классицизму, к 60-м годам определяют лицо нового стиля — романтизма, и Энгр кажется глубоко архаичным.
Ж. О. Д. Энгр. «Наполеон на троне», 1806, Музей армии, Париж
Ж. О. Д. Энгр. «Обет Людовика XIII», 1824, собор, Монтобан
Ж. О. Д. Энгр. «Апофеоз Наполеона I», 1853, музей Карнавале, Париж
Рафаэль и Форнарина, 1814, Музей Фогга, Гарвардский университет
Франциск I при смерти Леонардо да Винчи, 1818, Париж, Музей Пти-Пале
Мадонна перед чашей с причастием 1841.
Антиох и Стратоника. 1840, музей Конде
Жан Ало Мастерская Энгра в Риме.1818,Монтобан,Музей Энгра
Дельфина Ромела, мадам Энгр
Жозефина-Элеонора-Мари-де-Полин де Галар Брассак де Беарн (1825-1860), Принцесса де Бройли
Баронесса Бетти де Ротшильд
Каролина Мюрат, королева Неаполя
Мадам Муатессье
Мадам Панкук (урожденная Сесиль Боше)
Мадмуазель Ривьер
Мадам Муатессье
Портрет Изор Леблан (1818-1895)
Мадам Эмон
Мадам Маркотт де Сен-Мари (1803-1862)
Графиня де Турнон
Мадам Ривьер.
Одалиска и рабыня.1842
Дельфина Ромель-Энгр.1859,частное собрание
Купальщица Вальпинсона.1808,Лувр