29.07.2018

Жан Огюст Доминик Энгр – французский живописец и рисовальщик


Энгр Жан Огюст Доминик (Ingres Jean Auguste Dominique, 1780–1867), французский живописец и рисовальщик. С 1796 учился у Жака Луи Давида в Париже. в 1806–1824 годах работал в Италии, где изучал искусство Возрождения и особенно творчество Рафаэля; в 1834–1841 был директором Французской академии в Риме. Энгр писал картины на литературные, мифологические, исторические сюжеты (“Юпитер и Фетида”, 1811, Музей Гране, Экс-ан-Прованс; “Обет Людовика XIII”, 1824, собор в Монтобане; “Апофеоз Гомера”, 1827, Лувр, Париж), портреты, отличающиеся точностью наблюдений и предельной правдивостью психологической характеристики (портрет Л.Ф. Бертена, 1832, Лувр, Париж), идеализированные и вместе с тем полные острого чувства реальной красоты ню (“Купальщица Вольпенсон”, 1808, “Большая одалиска”, 1814, – оба в Лувре, Париж).

Жан-Огюст-Доминик Энгр

1804. Автопортрет  (Шантильи, музей Конде)

Творчество Жана Огюста Доминика Энгра приходится как раз на период решительных изменений в искусстве: классицизм уступает место романтизму. Энгр, будучи в целом верным приверженцем классицизма, эту традицию понимал по-своему. В 1790-е годы одиннадцатилетним мальчиком он поступил в художественную академию в Тулузе. Его учили Жозеф Рок, скульптор Виган, пейзажист Жан Бриан. Кроме того, Энгр играл на скрипке и даже подрабатывал в оркестре театра. В 1797 т. молодой художник приехал в Париж и поступил в мастерскую Давида, а в 1799 г. в живописный класс Школы изящных искусств. В 1801 г. получил право поездки в Италию, но государственные финансы были в то время расстроены, и стал он стипендиатом только через пять лет. В 1806 г. уехал в Рим и пробыл там до 1824 г. Это были годы плодотворной работы. В дневниковых записях художника есть такие размышления: «Двух искусств не существует — есть только одно. Его основа — вечно прекрасное и естественное. Наша цель не изобретать, а продолжать, и нам много есть что делать, пользуясь, по примеру мастеров, бесчисленными образцами, которые нам постоянно предлагает природа, воспроизводя их со всей искренностью нашего сердца, облагораживая их тем чистым и точным стилем, без которого никакое произведение не может быть прекрасно». Энгр выбирает сюжеты античные и средневековые, видит в интересующей его натуре поводы для облагораживания ее естественных форм: «Нужно помнить, — записывает он, — что отдельные части самой совершенной статуи никогда не могут, каждая сама по себе, превзойти природу и что нашим идеям невозможно подняться в красоте, которые мы видим в ее творениях. Единственное, что мы можем сделать, — это суметь собрать их вместе».

С 1808 по 1818г. были созданы «Сидящая купальщица», «Зевс и Фетида», «Большая одалиска», «Роже и Анжелика», «Паоло и Франческа», «Рафаэль и Форнарина». Тематический диапазон Энгра явно выходит из рамок классицизма — с
этим стилем его связывают только формальные поиски. И собственно репутацию вождя классицизма за ним закрепила картина «Обет Людовика XIII», присланная в Салон 1824'г. Художественная манера Энгра ищет во внешней музыкальности формы ритмичности, линеарности, цветовой сбалансированности. «Плохое исполнение убивает все: в природе его не существует», — считает художник. Невозможно, по его мнению, браться за выражение каких-то состояний, если у художника не хватает для их написания выучки и мастерства. Энгр как классицист отчетливо представляет возможности живописного языка и никогда не пытается, как романтики, найти нечто, не укладывающееся в рамки жанров или лексики изобразительных искусств. «Представить... идею красоты вне природы... выше того, что дает природа, столь же невозможно, как невозможно иметь представление о шестом чувстве. Мы вынуждены вырабатывать все свои понятия, вплоть до идеи Олимпа и его божественных обитателей, исходя из предметов чисто земных. Все глубокое изучение искусства сводится к тому, чтобы научиться подражать этим предметам». В этом высказывании Энгр хорошо раскрывает суть трагедии позднего классицизма. Романтики отважились на показ духа — шестого чувства, для классицистов это была невыразимая никакими формами тема; романтики верили в возможность фантазийного возникновения художественных композиций, классицизм предпочитал абстрагироваться от конкретных жизненных предметов. В позднем варианте классицизма это и рождало странную смесь напыщенной надуманности и обыкновенного слащавого, с оттенком бытовизма, натурализма.

Энгр возвращается в Париж, открывает мастерскую, получает орден Почетного легиона, членство в Академии. Картина 1827 г. «Апофеоз Гомера» — программная демонстрация его идей — имела успех в академических кругах. Другая работа «Святой Симфорион, идущий на казнь» (1831) была принята без особых рукоплесканий, и раздосадованный маэстро до 1841 г. уехал в Рим. За прошедшее десятилетие было создано не много произведений, среди них значительные: «Стратоника», «Одалиска и рабыня», «Мадонна перед чашей с причастием». При возвращении в Париж он уже признанный мастер. Желание Энгра заняться монументальными работами сбывается — несколько лет он расписывает замок Дампьер (панно «Золотой век» и т.д). Его главные принципы как художника классической школы — точный рисунок, скульптурная лепка форм, монохромность колорита неизменно реализуются в лучших работах позднего парижского периода, «Венера Анадиомена» (1848), «Турецкая баня» (1863).

На протяжении всего творческого пути Энгр с увлечением работает в жанре портрета (портрет семьи Ривьер; госпожи Девосе; госпожи Шовен; художника Тевенена — директора Французской Академии в Риме). Своей манере живописец не изменяет — это линеарность; контур, обрисовывающий фигуру, всегда чрезвычайно характерен; рисунок динамичный; ритм строгий, но лишенный однообразия. За портретным сходством изображенных людей стоит стремление представить их в идеальном состоянии человеческого духа. Внутренний строй позирующих героев, видимо, был близок задачам художника, и портреты ему на редкость удавались. «В изображениях человека в искусстве спокойствие является главной красотой тела, равно как в жизни мудрость — самое высокое выражение души», — записывает в дневнике художник. Младшие современники Энгра — художники Жерико, Делакруа, его соученик по мастерской Давида — Гро, в то время как мастер демонстрирует свою верность классицизму, к 60-м годам определяют лицо нового стиля — романтизма, и Энгр кажется глубоко архаичным.

Жан Огюст Доминик Энгр – французский живописец и рисовальщик

Ж. О. Д. Энгр. «Наполеон на троне», 1806, Музей армии, Париж

Жан Огюст Доминик Энгр – французский живописец и рисовальщик

Ж. О. Д. Энгр. «Обет Людовика XIII», 1824, собор, Монтобан

Жан Огюст Доминик Энгр – французский живописец и рисовальщик

Ж. О. Д. Энгр. «Апофеоз Наполеона I», 1853, музей Карнавале, Париж

Жан Огюст Доминик Энгр – французский живописец и рисовальщик

Рафаэль и Форнарина, 1814, Музей Фогга, Гарвардский университет

Жан Огюст Доминик Энгр – французский живописец и рисовальщик

Франциск I при смерти Леонардо да Винчи, 1818, Париж, Музей Пти-Пале

Жан Огюст Доминик Энгр – французский живописец и рисовальщик

Мадонна перед чашей с причастием 1841.

Жан Огюст Доминик Энгр – французский живописец и рисовальщик

Антиох и Стратоника. 1840, музей Конде

Жан Огюст Доминик Энгр – французский живописец и рисовальщик

Жан Ало Мастерская Энгра в Риме.1818,Монтобан,Музей Энгра

Жан Огюст Доминик Энгр – французский живописец и рисовальщик

Дельфина Ромела, мадам Энгр

Жан Огюст Доминик Энгр – французский живописец и рисовальщик

 Жозефина-Элеонора-Мари-де-Полин де Галар Брассак де Беарн (1825-1860), Принцесса де Бройли

Жан Огюст Доминик Энгр – французский живописец и рисовальщик

Баронесса Бетти де Ротшильд

Жан Огюст Доминик Энгр – французский живописец и рисовальщик

Каролина Мюрат, королева Неаполя

Жан Огюст Доминик Энгр – французский живописец и рисовальщик

Мадам Муатессье

Жан Огюст Доминик Энгр – французский живописец и рисовальщик

Мадам Панкук (урожденная Сесиль Боше)

Жан Огюст Доминик Энгр – французский живописец и рисовальщик

Мадмуазель Ривьер

Жан Огюст Доминик Энгр – французский живописец и рисовальщик

Мадам Муатессье

Жан Огюст Доминик Энгр – французский живописец и рисовальщик

 Портрет Изор Леблан (1818-1895)

Жан Огюст Доминик Энгр – французский живописец и рисовальщик

Мадам Эмон

Жан Огюст Доминик Энгр – французский живописец и рисовальщик

Мадам Маркотт де Сен-Мари (1803-1862)

Жан Огюст Доминик Энгр – французский живописец и рисовальщик

Графиня де Турнон

Жан Огюст Доминик Энгр – французский живописец и рисовальщик

Мадам Ривьер.

Жан Огюст Доминик Энгр – французский живописец и рисовальщик

Одалиска и рабыня.1842 

Жан Огюст Доминик Энгр – французский живописец и рисовальщик

Дельфина Ромель-Энгр.1859,частное собрание

Жан Огюст Доминик Энгр – французский живописец и рисовальщик

Купальщица Вальпинсона.1808,Лувр

назад к списку новостей »