29.07.2018

Никола Пуссен — французский художник, один из основоположников живописи классицизма

В своих произведениях Пуссен значителен не только как поэт, созерцающий мир, но и как философ, решающий общие проблемы смысла жизни и бытия. К сюжету об Аркадии — стране безмятежного счастья — Пуссен обращался не раз. Несколько вариантов композиции, эскизы говорят о важности для него этой темы. Философская антитеза быстротечности жизни и неизбежности смерти как неких пределов бытия развивается художником в картине «Аркадские пастухи» (1632—1635). Заброшенная гробница в счастливой стране и надпись на ней: «И я был в Аркадии» — приводят в смятение пастухов, обнаруживших ее. Несколько состояний человеческого духа — стоическую мудрость, глубокое уныние, удивление фиксирует художник в картине.

Философским размышлением о сути творчества стало панно «Вдохновение поэта» (1635—1638). Представление античных мифов о том, что поэт создает, попадая в унисон той или иной музе, претворяется у Пуссена в унисонное созвучие гармонии покоя, в тишине которой поэту слышнее «голос мирный и слаще творческие сны». Композиция «Вдохновение поэта» — парафраз греческих рельефов, все участники сцены изображены друг за другом в ряд, фигуры легки в ракурсах, окутаны «прозрачной средой», светом и тенью.

Творческий и насыщенный свершениями период 30-х годов завершается поездкой во Францию, которая привела мастера к длительной стагнации. Он создает работы, в которых более старается доказать свой формальный принцип, чем раскрыть духовный смысл мира.

Произведения 40-х годов — «Время спасает Истину от Зависти и Раздора» (1642), «Чудо Святого Франциска» (1642), цикл «Семь таинств» (1644—1648).

В конце концов мастер ощущает свою опустошенность и собирает силы к новой жизни. По крайней мере таким смыслом может быть наполнен знаменитый Луврский автопортрет Пуссена (1650) на фоне пустых натянутых холстов в рамах. Автопортрет художника — один из самых удивительных в истории искусства. Мастер повернулся к зрителю и напряженно, вдумчиво вглядывается в небо. Серьезность и сосредоточенность взгляда Пуссена исследователи сравнивают со взглядом более ученого-аналитика, чем художника, поэтически объемлющего целое. После кризиса 40-х годов образная система Пуссена стала строиться на иных художественных принципах. Вниманием мастера завладела природа. Она стала символом гармонии бытия («Пейзаж с Полифемом», 1649; «Пейзаж с Гер­кулесом», 1649 и, наконец, «Иоанн Богослов на острове Патмос», 1650). Фигура Иоанна невелика, она подобна обломку скалы или храма и неотделима от величия природы. Пейзаж удивителен по силе масштабности, устойчивости и грандиозности панорамы, изображенной на нем. Остатки цивилизации Эллады незыблемы, как эти существующие века и тысячелетия деревья, горы, моря. «Все пройдет, все бренно» в мире людей, но не в мире природы. Художник покорен своим идеалом.

Знаменитый пейзажный цикл «Четыре времени года» мастер выполняет в последние годы жизни. Будто бы четыре поры жизни человека и человечества аллегорически увидены в них. В пейзаже «Весна» Адам и Ева встречают «утро человечества» в цветущем райском саду. Картина «Зима» — конец жизни, гибель, потоп. Безжалостная смерть холодом сковывает мир, рушащийся от воды, которая несметным потоком вырывается из-под земли. Этот трагический пейзаж был последней работой художника. В 1665 г. его не стало. Произведения живописца обращаются к зрителю со святой для автора классицизма целью: «напомнить ему о созерцании добродетели и мудрости, с помощью которых он сумеет остаться твердым и непоколебимым перед ударами судьбы» (Пуссен).

Тайная вечеря (1640)

Тайная вечеря (1640)

Крещение Христа

Крещение Христа

Пейзаж с Полифемом

Пейзаж с Полифемом

Танец человеческой жизни (1638-1640)

Танец человеческой жизни (1638-1640)

Вдохновение поэта

Вдохновение поэта

Аркадские пастухи (1650)

Аркадские пастухи (1650)

Вакх и Мидас (1630)

Вакх и Мидас (1630)

Миропомазание (1640)

Миропомазание (1640)

Охота Мелеагра и Аталанты

Охота Мелеагра и Аталанты

Мадонна, являющаяся святому Иакову Старшему

Мадонна, являющаяся святому Иакову Старшему

Святое семейство с ангелами

Святое семейство с ангелами

Пейзаж

Пейзаж

Пейзаж с руинами (1634)

Пейзаж с руинами (1634)

Пляски вокруг золотого тельца (1634)

Пляски вокруг золотого тельца (1634)

Орфей и Эвридика

Орфей и Эвридика

Нарцисс и Эхо

Нарцисс и Эхо

Суд Соломона

Суд Соломона

 

Пуссен. Мученичество св. Эразма. 1628. Ватикан. Пинакотека

Пуссен. Мученичество св. Эразма. 1628. Ватикан. Пинакотека

Пуссен. Снятие со креста. 1630. Ленинград. Эрмитаж

Пуссен. Снятие со креста. 1630. Ленинград. Эрмитаж

Пуссен. Смерть Германика. 1627. Миннеаполис. Институт искусств

Пуссен. Смерть Германика. 1627. Миннеаполис. Институт искусств

Пуссен. Аркадские пастухи. 1630. Чезуорт. Собрание герцога Девонширского

Пуссен. Аркадские пастухи. 1630. Чезуорт. Собрание герцога Девонширского

назад к списку новостей »