24.07.2018

Итальянский художник - Караваджо

Новые ощущения приносит в барокко итальянский художник Микеланджело Меризи да Караваджо (1573—1610). Его образы настолько телесны, что знаменитый барочный принцип «природное через природу» — «над естеством наш разум торжествует, но с помощью того же естества» позволяет говорить о реалистическом методе (взгляде на жизнь) художника.

Сам Караваджо на допросе по поводу жалобы художника Бальоне говорит о том, что «стоящий человек — художник, хорошо знающий свое ремесло, он умеет хорошо писать и хорошо передавать натуру». Караваджо — сын ломбардского архитектора, обучался в Милане в мастерской маньериста Симона Петерцано. В театре жизни художник участвовал не как режиссер, а как актер, причем трагического амплуа, потому что вся его короткая жизнь прошла в лишениях и скандалах. То немногое, что о нем известно, представляет его необузданным человеком, грубым и смелым, любившим крайности жизненных перипетий: грязь, крики, кровь винных подвалов и кабаков и блеск, красоту дворцовых церемониалов. Резкий источник света в его произведениях выхватывает как бы случайные сцены: сидящих за столом людей в «Призвании апостола Матфея» (1596—1601), бок лошади и упавшего человека в «Обращении апостола Павла», оплакиваемую женщину в «Успении Марии» (1605—1606). «Тенеброзо» — прием контрастной бы случайные сцены: сидящих за столом людей в «Призвании апостола Матфея» (1596—1601), бок лошади и упавшего человека в «Обращении апостола Павла», оплакиваемую женщину в «Успении Марии» (1605—1606). «Тенеброзо» — прием контрастной « облюбовывания », «переживания » чувствами особой значимости.

Следующий шаг в открытии природы для Караваджо — показать ее живой, а это значит, стремление передать движение. Картины «Призвание Матфея», «Распятие Петра», «Обращение Павла », « Положение во гроб», «Успение
Марии» — вехи движения к мастерству. В «Обращении Павла» вся композиция занята фигурой коня, под копытами которого выхваченная светом фигура сборщика податей Савла, будущего апостола Павла. Контраст световой и цветовой, контраст бытового И возвышенного рождает новые ощущения и удивляет зрителя, чего и искали художники барокко в искусстве.

Караваджо стал родоначальником живописи «тенеброзо» во многих странах Европы 17 в. и еще раз доказал, что стиль барокко — это мир культуры барокко. В отличие от классицизма барокко литературно свои идеи не оформляло и не декларировало. Но то, что для «образования» молодых людей необходимо «заставлять» рисовать античные образцы и «было бы для них погибельно... сначала рисовать с натуры, которая почти всегда слаба и незначительна, так как, если их воображение бу дет наполнено только этим, они никогда не смо гут создать ничего прекрасного и возвышенного, чего нет в естественном».

Картина Меризи да Караваджо "Лютнист", 1595. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Караваджо "Юдифь, убивающая Олоферна". ок.1598-1599

Картина "Иоанн Креститель", Микеланджело да Караваджо

5 фактов о Караваджо, которые должен знать каждый ценитель искусства

  • Караваджо называют основателем реализма в живописи. Даже в произведениях на религиозные сюжеты реальная жизнь пробивалась сквозь церковные каноны, что оскорбляло служителей церкви. Так, картина «Мадонна ди Лорето» вызвала скандал: заказчиков из церкви Сант-Агостино шокировало то, что художнику позировала куртизанка. Масла в огонь подлили глубокое декольте Богоматери и грязные пятки паломника.   
  • Караваджо одним из первых применил манеру «кьяроскуро» – резкого противопоставления света и тени. На некоторых его холстах буквально происходит борьба двух начал. Так, на картине «Призвание апостола Матфея» свет истины Иисуса Христа озаряет погребальную тьму Левия Матфея.  
  • В 1596 году Караваджо ввел новый жанр – написал первый натюрморт в истории римского искусства – картину «Корзина с фруктами». Кстати, яблочко на этом натюрморте с червоточиной, даже здесь Караваджо – реалист!  
  • Караваджо обладал вспыльчивым нравом и несносным характером. Его жизнь сопровождалась скандалами, потасовками и тюремными заключениями. В 1606 году в драке художник убил противника, сам был ранен и сбежал на Мальту. Там он стал рыцарем Мальтийского ордена, но тоже бежал из-за очередной драки.  
  • На картине «Давид с головой Голиафа» в образе Голиафа Караваджо изобразил себя. Возможно, эта работа была символическим подарком кардиналу Боргезе, который мог помиловать художника, заочно приговоренного к смерти.

 

назад к списку новостей »