Художники Ренессанса - Джотто ди Бондоне
Первым в ряду выдающихся мастеров стоит проторенессансный живописец и архитектор Джотто ди Бондоне (1266/76—1337).
Самое значительное произведение мастера, сохранившееся до наших дней — роспись Капеллы дель Арена в Падуе (1303—1306), — было сделано по заказу Энрико Скровеньи, сына богатейшего городского ростовщика. Цикл фресок в двух капеллах — Перуцци и Барди — церкви Санте Кроче (1320—1325) был выполнен по заказу представителей крупных купеческих семей (их имена в названии капелл) родного города художника Флоренции. По его проекту была построена колокольня Флорентийского собора, которая до сих пор является украшением города. Из литературно-биографических источников известно, что в 20-е годы Джотто выполнял работы для флорентийской коммуны, расписывал палаццо дель Подеста. Позже художнику покровительствовал и давал заказы король Роберт Неаполитанский. Закончил свою карьеру Джотто при дворе герцога Висконти в Милане. Современники сохранили в памяти образ Джотто как Мастера, от природы наделенного великим талантом. Он был сыном мелкого землевладельца и в детстве пас овец. Однажды его рисунок, выполненный углем на камне, увидел проходивший мимо Чимабуэ (известный итальянский художник), отметил способности мальчика и взял его в ученики.
Воскрешение Христа
Вход в Иерусалим
В модели нового Возрожденческого общества, представленной в книге друга Джотто при дворе короля Роберта Неаполитанского, поэта Боккаччо, говорится о нем как о «превосходном таланте», «светоче флорентийской славы». Мастера, на следующие его творческие искания в 15 и 16 вв., чтили Джотто как великого реформатора, «гения, высоко поднимающегося над современниками и многими из последователей».
История нового стиля европейской и итальянской живописи начинается с капеллы дель Арена в Падуе. Капелла посвящена Марии, поэтому основной темой росписей является жизнеописание Богоматери и основные события евангельского пути Христа. Фрески расположены друг за другом в три ряда и читаются, как книжная страница, слева направо. Своды заняты медальонами с изображением святых, западная стена — «Страшным судом», восточная — «Благовещением». Внешне расположение фресок напоминает традиционное убранство храмов, но Джотто отказывается от сюжетной росписи сводов и концентрирует внимание на стенах. Поскольку иконография (образцы для написания библейских сюжетов в средние века) Марии была менее разработана в отличие от христологического цикла, новаторство Джотто сказалось прежде всего в сюжетах на тему Богоматери.
Воскресение / Noli me tangere
Что же принципиально нового вносит художник в свою работу? Краткий ответ будет таков: реальное, жизненное, земное осмысление событий библейской истории.
Но стремление к «жизнеподобию» мы наблюдаем и в более ранний (до Джотто) период. Решалось это за счет увеличения массовых сцен, усиления движения действующих лиц и т.д. Джотто находит другой вариант и с простотой гения дает его убедительное, естественное решение. Во-первых, это взаимосвязь изображенных людей друг с другом и окружающим миром, во-вторых, расположение сцены в кубическом пространстве. Большие фигуры джоттовских персонажей телесно переживают протяженность, углубленность, высоту окружающего их мира. Они как бы прислушиваются в своем спокойном достоинстве к реальному бытию людей и вещей; в этом нет желания постичь сверхмир, нет представления о некоей иной, непостигаемой глазами и телом сущности, как было в средневековом искусстве. Джотто предстает перед нами как рассказчик, умеющий найти глубокие внутренние связи действующих лиц композиции: он начинает разрабатывать принципиально иную пластику, ритм линий, который завязывает все фигуры и объемы в единое композиционное, смысловое и чувственно-телесное целое. С именем Джотто можно связать открытие интерьера (изображения пространства комнаты в картине), пейзажа («архитектурного» и «ландшафтного»), внутреннего мира героев живописного рассказа.
Вот две сцены из жизни родителей Марии: Иоакима и Анны. Первая — «Явление ангела святой Анне», вторая — «Возвращение Иоакима к пастухам». В одной трехмерное изображение интерьера, в другой — пейзажный фон. Комната Анны показана в виде ящика со снятой передней стенкой, что сообщает ей театральную условность, а зритель наблюдает за тайной и чудом явления божьего вестника, как за бытовым событием. Тем более что ангел в своих белых одеждах с крыльями вполне по-бытовому, через окно, пытается «влететь» в комнату молящейся Анны. Во второй сцене пластически подчеркивается идея возвращения Иоакима: покорная фигура, делающая шаг вперед, бросившаяся навстречу собака, ожидающие пастухи. Скала как стена, объединяющая группу пастухов и Иоакима. Скалы еще напоминают «иконные горки», но в композиции Джотто они представлены в иных пропорциях относительно неба и фигур, а кроме того, на их уступах высятся в ряд деревья, что в целом позволяет говорить об условности пейзажа, но не иконного, а реального.
Наиболее драматической фреской падуанского цикла является «Поцелуй Иуды» — сцена предательства Христа одним из его учеников. Центром композиции являются две фигуры, два лица, обращенные друг к другу, — Христа и Иуды. Вокруг много людей, и есть среди них совершающие традиционное приветствие — поцелуй. И кого-то другого хватает человек в широком плаще с капюшоном, изображенный со спины. Но почему так важен безмолвный диалог Учителя и бывшего ученика? Строгие, безупречные формы носа, лба, рта, подбородка Христа и дегенеративное, с низким лбом, выступающими надбровными дугами, подавшейся вперед нижней частью лицо предателя. Иуда наклонился, тянется к шагающему Христу, он кажется ниже ростом. Поступок его не выпрямил, а согнул, скрючил в отличие от прямого и спокойно стоящего Христа. Джотто показывает не сам момент прикосновния, а минуту, предшествующую ему. У Иуды еще есть возможность превратить свой поступок в проступок, до самого последнего шага он может сделать иной выбор. Художник разрабатывает эту психологическую драму очень образно, достигает максимальной выразительности за счет не контрастного, а нюансированного сопоставления персонажей живописной сцены и библейской легенды. Художественные завоевания Джотто были так значительны, что потребовалось еще время до начала 15 в. чтобы они стали не компромиссным, а осознанным правилом творческой практики. Леонардо да Винчи выразил этот путь последующих поколений так: после Джотто «искусство снова упало, так как все подражали уже сделанным картинкам... вплоть до тех пор, когда флорентиец Томмазо, прозванный Мазаччо, показал совершенным произведением, что те, которые вдохновлялись иным, чем природой, учительницей учителей, трудились напрасно».
Работы художника:
Воскрешение Лазаря
Изгнание торгующих из храма