СТИЛЬ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Начало новому этапу развития искусства было положено в Италии.
«Возрождением» назвали современники родившийся на их глазах художественный стиль. Джорджо Вазари, ученик Микеланджело, в своей известной книге «Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», определяя своеобразие творческой манеры учителя, видит особенность его стиля в возрождении античных традиций, именуя средневековое искусство «варварским», «грубым». Для итальянской культуры период Возрождения (французский перевод слова — Ренессанс, итальянский — Ринашименто) — освобождение от долгой спячки средних веков. Периодизация Возрождения начинается с 13 в. В европейских странах этого времени развитие искусства определяет зрелая готика, а в Италии — период предвозрождения — проторенессанса. Он продолжается и в 14 в. 15 век (кватроченто) — ранний Ренессанс, 16 век (чинквеченто) — Высокий Ренессанс.
Полного развития культура Возрождения достигла в творчестве выдающихся художников и мыслителей. Разительный переворот в изобразительном искусстве произошел благодаря этим титанам духа, многосторонне образованным, ученым людям.
«Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть до степени животного, но также и возможность подняться до степени существа богоподобного — исключительно благодаря твоей внутренней воле», — так говорит Бог Адаму в трактате итальянского философа-гуманиста Пико делла Мирандолы «О достоинстве человека».
По мнению другого мыслителя, Марсилио Фичино, человек способен «создать сами... светила, если бы имел орудия и небесный материал».
Представление о бескрайних, безграничных возможностях человека отразило и рождение нового стиля в искусстве. Художник желал занять место демиурга — бога, сам творить, создавать мир, подобный и равнозначный сотворенному богом, природой.
Если интересы культуры и искусства средневековья были «вертикальными» — от земли к небу, от чувственного к сверхчувственному, божественному, запредельному, интересы Возрождения можно назвать «горизонтальными» — к земному миру, новым странам, тайнам человеческой индивидуальности, общественному человеку. Человек Возрождения был, конечно, достаточно противоречив: интерес к медицине сочетался с освоением магии, человек строил машины и вызывал духов. Но вера человека в свои силы была открыта и пережита тогда во всей полноте. Человек — единственное достоверное явление в мире, только человек — мера всех вещей. Божественное тяготеет к человеческому, человеческое — к божественному. «Если живописец, — пишет Леонардо да Винчи, — пожелает увидеть прекрасные вещи, внушающие ему любовь, то в его власти породить их, а если он пожелает увидеть уродливые вещи... то и над ними он властелин и бог... Все, что существует во вселенной как сущность, как явление или как воображение, он имеет сначала в душе, а затем в руках». Поэтому «живопись должна быть поставлена выше всякой деятельности, ибо она содержит все формы как существующего, так и не существующего в природе». Леонардо да Винчи говорит о всесилии художника, способного изучить законы природы и создать нечто подобное ей самой или же что-то выше ее. Будучи всесильным, художник не деформирует предметный мир. Его стиль включает изучение перспективы — пространственной глубины реальной действительности; света и тени — возможного выражения объемной формы предметов; анатомии — конструктивной основы человеческого тела и основания правдивой передачи ракурсов фигуры.
Художник верит в свою способность разглядеть, познать, выразить в числе и мере тайну гармонической свободы, тайну красоты. Живопись понимается как наука: при помощи математики, геометрических фигур исчисляются идеальные пропорции. Такая живопись отдает предпочтение рисунку как точному выражению исчисленных объемов, найденных очертаний и контуров. Идеал художника Возрождения в чувственно совершенном, гармоничном, пропорциональном облике человека, которому соответствует богатый внутренний мир. Живописец итальянского Возрождения ищет абсолютный канон человеческой красоты (Леонардо, Рафаэль), в немецком Ренессансе с Дюрера начинаются поиски индивидуальной красоты. Творчество художников Возрождения давно пользуется всеобщим признанием и окружено неизменным восхищением потомков.
Первый период эпохи Возрождения начинается в Италии. Он начался с 13, 14 века, но уверенно обосновался в 20-х годах 15 века. В 16 веке произошел упадок мировоззрения эпохи, что привело к возникновению стилей маньеризм и барокко.
Периодизация эпохи Возрождения
- Период Проторенессанса
- Период Раннего возрождения
- Эпоха Высокого Возрождения
- Период Позднего Возрождения
Эпоха Раннего Возрождения длилась в Италии с 1420 - 1500 год. За это время художественное творчество еще тесно переплетается с взглядами прошлой эпохи, но и экспериментирует с идеями классической древности. Однако через время, художники меняют каноны средневековой живописи, предпочитая им элементы античного искусства.
Представители Раннего Возрождения - Дуччо ди Буонинсенья, Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди, Ченни де Пепо, Джотто ди Бондоне, Симоне Мартини.
Сандро Боттичелли. «Венера и Марс» (ок. 1483 года)
В годы существования Высокого Возрождения переходят из Флоренции в Рим. Новое место буквально становятся Афинами времен Перикла. Строится много монументальных сооружений и скульптур, а так же фрески. Античность в тот период воспринимается строже. Однако это не было слепым подражанием. Живописцы проявляли в своих произведениях самостоятельность, поэтому работы приобретали своеобразие и оригинальность.
Представители Высокого Возрождения - Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли, Андреа Верроккьо, Микеланджело Буонорротти, Рафаэль Санти, Джованни Беллини, Пинтуриккио, Джорджо Барбарелли, Тициан Вечеллио, Леонардо да Винчи.
Микеланджело. «Сотворение Адама», 1508—1512, Сикстинская капелла
Искусство Позднего Возрождение является результатом падением Ренессанса. Живописцы, создающие картины, желали показать в них только качества известнейших художников предыдущего периода. Этому периоду характерен субъективизм, изысканность образов и форм.
Представители Позднего Возрождения - Аньоло Бронзино, Якоппо Карруччи, Франческо Мельци.
Пинтуриккьо. Портрет мальчика. 1500