Искусство Китая - Династия Юань
В конце 13 в. Китай был захвачен кочевыми племенами монголов, которые основали династию Юань. Почти сразу малообразованные монголы полностью переняли китайскую культуру. Однако именно в это время в искусстве Китая появились новые черты. Особенно хорошо они заметны в городах и дворцах.
Монголы начали перестраивать все на свой лад. Облик города резко изменился. Императоры Юань сделали столицей древний китайский город Пекин. Резиденцию императора перенесли на восток и окружили высокими (до 10 м) кирпичными стенами, а роскошные дворцы построили на острове. Они поражали взгляд всякого, кто попадал туда. Знаменитый путешественник Марко Поло, который первым из европейцев побывал в Китае, пришел в восторг. Он так описывал город и дворцы: «... посреди острова дворец великого хана... Стены в больших и малых покоях покрыты золотом и серебром, и разрисованы по ним драконы и звери, птицы, кони и всякого рода звери, и так-то стены покрыты, что, кроме золота и живописи, ничего не видно... А крыша красная, зеленая, голубая, желтая, всех цветов, тонко да искусно вылощена, блестит как кристальная, и светится издалека, кругом дворца».
Как это всегда было в истории Китая, на фоне масштабного политического кризиса начался новый этап расцвета китайской культуры. Эпоха Юань дала китайской живописи новую глубину развития. Именно в эту неспокойную эпоху написаны самые знаменитые шедевры живописи бамбука.
Китайская интеллигенция распалась на 2 лагеря: тех, кто согласился служить при монгольском императоре и тех, кто предпочёл отшельничество в горах службе завоевателям. Но и те, и другие были крайне образованными людьми, которым не чужда была духовная практика. Пейзаж эпохи Юань необыкновенно мистичен. Интересно, что почти все художники пейзажисты, работавшие в этот период, имели даосское посвящение, состояли в различных даосских школах.
Необходимость восстановления храмов, разрушенных в результате завоевания монголами городов южного Китая, вывела китайскую каллиграфию на новый этап развития. Гигантский вклад в восстановление китайской культуры каллиграфии и живописи принадлежит Чжао Мэнфу. Это был крайне одарённый художник и каллиграф, отпрыск императорской фамилии династии Южная Сун, согласившийся служить новой династии Юань.
В каллиграфии он считается одним из величайших мастеров. Его вклад в развитие почерков Чжуань Шу, Кай шу и Син Шу – трудно переоценить. Чжао был первым, кто начал писать кистью древний почерк Чжуань, ввёл соответствующую культуру написания свитков, согласно которой в заглавии текстов писались древние иероглифы.
В XIII-XIV веках пейзаж по-прежнему оставался одним из ведущих жанров. Большая часть живописцев, не желающая работать при монгольском дворе, нашла прибежище в южных провинциях, ориентируясь в своем творчестве на высоко ценимые достижения великих мастеров прошлого. Постепенно складывался своеобразный культ старины, возвеличивания культуры, созданной в период расцвета китайского государства. Однако в стилистических приемах мастера юаньской живописи не следовали непосредственно за сунскими, соединяя в своих произведениях манеры и почерки художников разных времен, стремясь выразит свою личность.
Небывалые для того времени формы приобрело в юаньских свитках соединение живописного изображения с поэтической каллиграфической надписью. Надпись, таящая в себе скрытый контекст, дополняла и расшифровывала символический смысл произведения, давала толчок ассоциациям и одновременно вносила в картину декоративность и орнаментальность. Ритм каллиграфического почерка и живописного мазкабыл единым. Изображение и стихи были одинаково важны, образуя новый художественный синтез, которого не знало прежде китайское искусство.
Ван Лу род. 1332
Ни Цзань. Воды и бамбуковый домик. 1343 г., Музей китайской истории, Пекин.
Ни Цзань. Дерево, бамбук, и изящный камень. Гугун, Пекин
Хуан Гунван. Чистота после внезапного снега. ок. 1340. Гугун, Пекин
Жэнь Жэньфа. Ястреб схвативший воробья. Индианаполис
Жэнь Жэньфа. Тощий и толстый конь. Гугун, Пекин.
Цянь Сюань Цветущая груша. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Цянь Сюань. Ван Сичжи наблюдает за гусями. деталь. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
У Чжэнь. Рыбак. ок. 1350 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Чжао Мэнф. Встреча литераторов в западном саду
Чжао Мэнфу. Десять хризантем.Деталь. 1300-1310, Сотбис