20.07.2018

Искусство Китая - Династия Юань

В конце 13 в. Китай был захвачен кочевыми племенами монголов, которые основали династию Юань. Почти сразу малообразованные монголы полностью переняли китайскую культуру. Однако именно в это время в искусстве Китая появились новые черты. Особенно хорошо они заметны в городах и дворцах.

Монголы начали перестраивать все на свой лад. Облик города резко изменился. Императоры Юань сделали столицей древний китайский город Пекин. Резиденцию императора перенесли на восток и окружили высокими (до 10 м) кирпичными стенами, а роскошные дворцы построили на острове. Они поражали взгляд всякого, кто попадал туда. Знаменитый путешественник Марко Поло, который первым из европейцев побывал в Китае, пришел в восторг. Он так описывал город и дворцы: «... посреди острова дворец великого хана... Стены в больших и малых покоях покрыты золотом и серебром, и разрисованы по ним драконы и звери, птицы, кони и всякого рода звери, и так-то стены покрыты, что, кроме золота и живописи, ничего не видно... А крыша красная, зеленая, голубая, желтая, всех цветов, тонко да искусно вылощена, блестит как кристальная, и светится издалека, кругом дворца».

Как это всегда было в истории Китая, на фоне масштабного политического кризиса начался новый этап расцвета китайской культуры. Эпоха Юань дала китайской живописи новую глубину развития. Именно в эту неспокойную эпоху написаны самые знаменитые шедевры живописи бамбука.

Китайская интеллигенция распалась на 2 лагеря: тех, кто согласился служить при монгольском императоре и тех, кто предпочёл отшельничество в горах службе завоевателям. Но и те, и другие были крайне образованными людьми, которым не чужда была духовная практика. Пейзаж эпохи Юань необыкновенно мистичен. Интересно, что почти все художники пейзажисты, работавшие в этот период, имели даосское посвящение, состояли в различных даосских школах.

Необходимость восстановления храмов, разрушенных в результате завоевания монголами городов южного Китая, вывела китайскую каллиграфию на новый этап развития. Гигантский вклад в восстановление китайской культуры каллиграфии и живописи принадлежит Чжао Мэнфу. Это был крайне одарённый художник и каллиграф, отпрыск императорской фамилии династии Южная Сун, согласившийся служить новой династии Юань.

В каллиграфии он считается одним из величайших мастеров. Его вклад в развитие почерков Чжуань Шу, Кай шу и Син Шу – трудно переоценить. Чжао был первым, кто начал писать кистью древний почерк Чжуань, ввёл соответствующую культуру написания свитков, согласно которой в заглавии текстов писались древние иероглифы.

В XIII-XIV веках пейзаж по-прежнему оставался одним из ведущих жанров. Большая часть живописцев, не желающая работать при монгольском дворе, нашла прибежище в южных провинциях, ориентируясь в своем творчестве на высоко ценимые достижения великих мастеров прошлого. Постепенно складывался своеобразный культ старины, возвеличивания культуры, созданной в период расцвета китайского государства. Однако в стилистических приемах мастера юаньской живописи не следовали непосредственно за сунскими, соединяя в своих произведениях манеры и почерки художников разных времен, стремясь выразит свою личность.

Небывалые для того времени формы приобрело в юаньских свитках соединение живописного изображения с поэтической каллиграфической надписью. Надпись, таящая в себе скрытый контекст, дополняла и расшифровывала символический смысл произведения, давала толчок ассоциациям и одновременно вносила в картину декоративность и орнаментальность. Ритм каллиграфического почерка и живописного мазкабыл единым. Изображение и стихи были одинаково важны, образуя новый художественный синтез, которого не знало прежде китайское искусство.

Ван Лу род. 1332

Ван Лу род. 1332

Ни Цзань. Воды и бамбуковый домик. 1343 г., Музей китайской истории, Пекин.

Ни Цзань. Воды и бамбуковый домик. 1343 г., Музей китайской истории, Пекин.

Ни Цзань. Дерево, бамбук, и изящный камень. Гугун, Пекин

Ни Цзань. Дерево, бамбук, и изящный камень. Гугун, Пекин

Хуан Гунван. Чистота после внезапного снега. ок. 1340. Гугун, Пекин

Хуан Гунван. Чистота после внезапного снега. ок. 1340. Гугун, Пекин

Жэнь Жэньфа. Ястреб схвативший воробья. Индианаполис

Жэнь Жэньфа. Ястреб схвативший воробья. Индианаполис

Жэнь Жэньфа. Тощий и толстый конь. Гугун, Пекин.

Жэнь Жэньфа. Тощий и толстый конь. Гугун, Пекин.

 Цянь Сюань Цветущая груша. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Цянь Сюань Цветущая груша. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Цянь Сюань. Ван Сичжи наблюдает за гусями. деталь. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Цянь Сюань. Ван Сичжи наблюдает за гусями. деталь. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

У Чжэнь. Рыбак. ок. 1350 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

У Чжэнь. Рыбак. ок. 1350 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Чжао Мэнф. Встреча литераторов  в западном саду

Чжао Мэнф. Встреча литераторов в западном саду

Чжао Мэнфу. Десять хризантем.Деталь. 1300-1310, Сотбис

Чжао Мэнфу. Десять хризантем.Деталь. 1300-1310, Сотбис

назад к списку новостей »