Архитектура - Храм царицы Хатшепсут в Дайр-эль-Бахри
Как уже говорилось, заупокойный храм царицы был выстроен у скального основания по соседству с храмом основателя фиванской династии Ментухотепа I. Однако связывало эти два бесспорно выдающиеся сооружения не только общее место расположения: храм Хатшепсут по своему архитектурному решению весьма походил на более раннюю постройку. Создавший храм архитектор Сенмут достаточно похоже повторил облик храма Ментухотепа, однако его детище выделялось значительно большими размерами, множеством колоннад и полным отсутствием пирамиды. Кроме того, заупокойный храм царицы очень обильно декорирован.
К храму вела защищенная стенами от нильской долины дорога, вдоль которой через каждые десять метров стояли напротив друг друга по два раскрашенных сфинкса с головой царицы. Дорога проходила через обширный наружный двор и переходила (как и в храме Ментухотепа) в крутой подъем на террасу. Правда, в данном случае подъем был оформлен в виде широкой лестницы, стороны которой украшались рельефными изображениями львов. Широкая терраса ограничивалась со стороны восхода солнца длинным портиком, состоящим из двух рядов строгих колонн. Посередине портик разделялся лестницей, а по краям замыкался двумя исполинскими изваяниями Хатшепсут в облике бога Озириса. Сама терраса с одной стороны была ограничена недостроенной колоннадой, а с другой — еще одним портиком, над которым простиралась вторая терраса и стоял храм ренним двором.
На стенах нижнего храма, прикрытые от солнечных лучей карнизом и колоннами, были помещены раскрашенные рельефы, изображавшие ведущего пленников бога Нубии, перевозку обелисков, военный парад, царицу Хатшепсут в образе сфинкса и другие сцены. Стены верхнего портика также украшены рельефами очень высокого художественного качества. Здесь можно увидеть коронацию Хатшепсут, а также историю чудесного рождения царицы от бога Амона и царицы Яхмес. Кроме того, именно в южной части верхнего портика этого храма помещены знаменитые рельефы, изображающие экспедицию египтян в таинственную страну Пунт.
Лестница, ведущая на верхнюю террасу, былаукрашена вдоль перил изображениями огромных кобр, хвосты которых извивались вверх по перилам. Кроме того, на спине каждой кобры сидел сокол, что вместе являлось объединенной царской эмблемой Верхнего и Нижнего Египта. Сама верхняя терраса задумывалась, по существу, как часть храма, предназначенная для проведения различных ритуалов. Здесь помещались огромные (5,5 м) статуи Хатшепсут и колоннада с внутренним двором, за которой уже прямо в скале, в специальных нишах располагалось еще несколько изваяний царицы. Среди них в главной молельне — чудесная мраморная статуя Хатшепсут, впоследствии найденная в обломках. Заупокойный храм Хатшепсут отличался разнообразием и пышностью оформления. Кроме обилия колонн в глаза бросалось большое количество парадной скульптуры. И не удивительно: подсчитано, что Сенмут поместил в наиболее важном из созданных комнат.
Однако на этом не заканчивались чудеса заупокойного храма. При его исследовании был обнаружен секрет, так и оставшийся нераскрытым при жизни царского советника и архитектора Сенмута и женщины-фараона Хатшепсут. Дело в том, что под нижней террасой храма, у подножия его главных колоннад и огромных статуй Сенмут разместил тайную усыпальницу для самого себя. Великий архитектор и фаворит всесильной царицы желал и после смерти находиться подле своей госпожи в пределах самого грандиозного и прекрасного из своих творений. И его можно понять — он заслужил обе эти милости!
Однако покоиться в своей тайной гробнице архитектору было не суждено: в ней не нашли никаких признаков захоронения. Пустой оказалась и другая, официальная гробница Сенмута, обустроенная в другом месте в соответствии с обычным придворным каноном. Да и сами обстоятельства его смерти остались тайной: в какой-то момент его имя просто перестало упоминаться в официальных надписях. Не исключено, что Сенмут был казнен, и на это указывает не только отсутствие мумии, но и другое, куда более драматическое обстоятельство. Дело в том, что, воздвигнув храм и сосредоточив (о чем уже говорилось) в своих руках огромную власть, Сенмут настолько возгордился, что возомнил себя равным фараону!
Нетрудно догадаться, как за подобную гордыню карали в Древнем Египте... Но если о гибели мастера мы можем только строить предположения, то вот о его представлении о себелсак о богочеловеке можно сказать вполне определенно. Дело в том, что тайная гробница, которую он выстроил себе под храмом Хатшепсут, имела внутреннее устройство более сложное, чем это полагалось для обычных вельмож, и практически такое же, как у фараонов той эпохи. Нарушение канона в любом случае не могло быть случайным (уже поэтому Сенмут очень рисковал и, понимая это, сделал гробницу тайной), но это еще не все. Главная сенсация помещалась на потолке гробницы. Это было изображение Сенмута и царицы, на котором они представлены как равные друг другу. Последние сомнения исключал соответствующий иероглиф: архитектор уподоблял себя царю!
Храм царицы Хатшепсут: история и описание
После смерти фараона Тутмоса II власть приняла на себя его жена Хатшепсут, забрав это право у истинного преемника Тутмоса III. С началом правления она сразу же взялась за грандиозные строительные работы.
Постройка заупокойного храма царицы Хатшепсут началась еще при ее жизни. Строительством этого величественного сооружения руководил архитектор Сенмут. В настоящее время местность, где расположен храм Хатшепсут в Египте, называется Дейр эль-Бахри. Место было выбрано недалеко от храма Ментухотепа I, являющегося родоначальников XVIII династии фараонов. Возможно, этим Хатшепсут хотела почеркнуть свое право на захваченный трон. После окончания работ скальный храм Хатшепсут в Луксоре превзошел все существующие подобные древнеегипетские сооружения – его размеры, архитектура и украшения поражали современников.
К святилищу храма царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, вырубленному в скале, ведут три ступени, соединенные пологими пандусами. Ступени представляют собой террасы, на которых в прошлом располагались растения, деревья и пруды. По дороге к храму путника сопровождали ярко раскрашенные сфинксы, с головами Хатшепсут в образе Осириса.
Самая нижняя ступень обнесена стеной, украшенной соколами. В конце этой террасы расположен портик с 22 колоннами и разделяющим их пандусом. В былые времена здесь размещались львиные фигуры и огромные статуи царицы Хатшепсут. На этом же ярусе есть изображения, повествующие о позабытых военных парадах и строительных работах.
Второй ярус храма царицы Хатшепсут в Луксоре в чем-то повторяет нижнюю ступень – здесь так же присутствует портик и пандус, ведущий на ступень выше. Раньше здесь был размещен пруд с деревьями. Рельефы этого уровня рассказывают про жизнь самой царицы Хатшепсут, про организованную ей экспедицию в страну Пунт (восточные африканские поселения). Лестница содержит фигуры кобр с соколами на спине. Кобры – символ Верхнего Египта, Сокол – Нижнего, вся композиция символизирует единство большого государства. Здесь же снова попадается несколько сфинксов.
Хатшепсут в образе Сфинкса
Самый верхний ярус предназначен непосредственно для проведения ритуалов. Вход в вырубленное в скале святилище Хатшепсут некогда украшал портик с огромными статуями царицы, которые были заметны даже для проплывающих на Ниле кораблей.
Вход в Святилище
За входом располагалась сложная система скальных подземных залов, обильно украшенных лучшими материалами древности. Так, например, главная дверь была выполнена из черной меди с вставками из золота и серебра. Здесь же снова размещались статуи Хатшепсут-Осириса.
Осирическая Хатшепсут
Всего в храме царицы Хатшепсут в Фивах раньше находилось около 200 статуй, из которых 140 были сфинксами. Скульптуры храма представляют царицу в трех образах – фараон, Осирис и сфинкс. Особое внимание при их создании уделялось воспроизведению детального образа царицы, поэтому в наше время можно точно представить, как она выглядела.
Но всей этой красоте суждено было жить недолго. После прихода к власти истинного наследника Тутмоса III, было приказано уничтожить все, что напоминало об узурпаторе. Такой репрессии подвергся и скальный храм Хатшепсут, в котором все скульптуры были разрушены и закопаны недалеко от храма. И лишь много столетий спустя археологам удалось восстановить картину былого величия храма и представить его на суд туристам и прочим любителям древности.
Видео про храм Хатшепсут
План храма Хатшепсут
Источник: 1chudo.ru.