Гюстав Курбе - Раненый
Картина «Раненый» художника-реалиста первой половины XIX века Гюстава Курбе (1819-1877). С его именем связано становление нового мощного направления в искусстве. Гюстав Курбе создал Декларацию, вошедший в историю как программный документ реализма. В нем мастер сформулировал задачу: передавая идеи, нравы, облик эпохи, быть не только живописцем, но и гражданином.
Гюстав Курбе. Раненый. 1844-1854
После демонстрации в парижском Салоне картин «Похороны в Орнане» (эту картину вы можете увидеть в конце статьи), «Дробильщики камня» произведения Курбе отвергались салонным официальным жюри. Несмотря ни на что, Гюстав Курбе искал новые возможности в трактовке образов простых людей. Художник писал портреты и сцены из жизни жителей своего родного Орнана, деревень местности Франш-Конте. Славу живописцу принесли картины, возвеличивающие обыденные темы. Гюстав Курбе присоединился к Парижской коммуне в 1871 году. Ему было поручено управлять общественными музеями. На дальнейшую судьбу его повлияло и то, что он руководил низвержением Вандомской колонны. Его посадили в тюрьму на полгода, после падения Коммуны, и художник вкладывал свои средства для восстановления Колонны. В полном безденежье художник удалился в Швейцарию, где и умер в нищете. Начиная свою карьеру, Гюстав Курбе обратился к жанру портрета. Но задачи этого жанра он решал по-своему. В картине «Раненый» (1844-1854) художник предлагает смелое для своего времени композиционное решение. Он пишет своего героя, как будто расположившись у его ног. Раненый заключен в столь тесное пространство, что зритель ясно ощущает его обреченность. Тем не менее, видны сохраняемые им достоинство, сила воли, спокойствие.
Теперь посмотрите на другие картины известного художника.
Гюстав Курбе. Похороны в Орнане. 1849-50
Гюстав Курбе. Мастерская художника. 1855
Гюстав Курбе. Порыв ветра. Ок. 1865
Гюстав Курбе. Спящие. 1866
Гюстав Курбе. Цветы в двух горшках. 1863
Гюстав Курбе. Уснувшая пряха. 1853
Гюстав Курбе. Портрет Жульетты Курбе. 1874