Клуазонизм
Клуазонизм - живописный метод, который сложился в творчестве французских художников Эмиля Бернара (1868—1941) и Луи Анкетена (1861—1932) в конце 1880-х. На их полотнах формы упрощены, а плоскостные зоны форсированных цветов разделены тяжелыми контурами, которые усиливают декоративность и воскрешают в памяти готические витражи и перегородчатые Эмали. Цель этого метода не иллюстрирование объективной реальности, а выражение эмоции художника и его внутреннего мира.
Впервые термин "клуазонизм" был введен французским критиком Эдуардом Дюжарденом в статье, дающей оценку работам Луи Анкетена. Дюжарден отмечал в 1888 г., что "художник вычерчивает свой рисунок замкнутыми линиями, накладывает между ними различные цвета, сопоставление которых создает ощущение единого заранее задуманного колорита, так что рисунок почеркивает цвет, а цвет подчеркивает рисунок. Таким образом, работа художника становится похожа перегородчатые эмали и техника сводится к своего рода клуазонизму".
Суть данной системы заключается в том, что все полотно разделяется на несколько плоскостей разного цвета в соответствии с изображаемыми фигурами или предметами. Каждая из этих плоскостей очерчивается причудливо изгибающейся широкой контурной линией, как в эмалях пластинками или в витражах — свинцовыми перегородками (профилем). Главная роль в клуазонизме отводится чистым контрастным цветам, которые придают живописной плоскости особый декоративный эффект, поднимая линию горизонта и разрушая привычную перспективу натурного пространства. Фигуры уплощаются и становятся похожими на тени (Поль Гоген «Видение после проповеди», 1888). Очень близок клуазонизм синтетизму, воспроизводящему тот или иной мотив по памяти или из глубин воображения, а потому не требующему детальной его прорисовки.
Анкетен и Бернар заинтересовались витражами и японскими гравюрами (всеобщее увлечение середины 1880-х), когда посещали студию Фернана Кормона. Здесь они сдружились с Винсентом Ван Гогом и Анри де Тулуз-Лотреком — художниками, которые, каждый по-своему, примут участие в экспериментах своего времени. Идеи Анкетена и Бернара разделял Моль Гогенолин из ведущих художников авангарда. Гоген не принял безоговорочно клазонистскои практики разделения форм плотными копирами, но его главная работа этого времени "Видение после проповеди: Борьба Иакова с ангелом" (1888) безусловно свидетельствует о влиянии клуазогизма. которое проявилось в эффектном противопоставлении насыщенных цветов.
В своих первых работах, относящихся к 1886 и 1887 годам, Анкетен и Бернар придерживались городских тем. Но в Понт-Лнеие. обмениваясь идеями с Гогеном и применив свои новые приемы в сценках простой жизни бретонских крестьян, в античных и библейских сюжетах, они пришли к полноценному совершенному клуазонизма. которому суждено было сыграть важную роль в истории авангардной живописи. Вокруг этих художников вскоре сложилась группа последователей, известная пол названием понт-авепской школы, и в том же году их метод получил свое название в статье критика Эдуарда Дюжардена.,
На подобных выставках было особенно заметно влияние клуазоинзма в международном масштабе. Как и художники Ар Нуво, Бернар считал, что живопись должна быть главным образом декоративной, а не описательной, и. подобно представителям английского движения "Искусств и ремесел", создавал не только картины, но и гравюры на дереве, эскизы к витражам и гобеленам. Его убежденность в том, что упрощение формы и цвета значительно усиливает выразительность, разделяли художники, работавшие в других стилях. — многие из них относились к символизму, в широком понимании этого слова. Здесь сыграли роль теоретические сочинения Бернара, благодаря им клуазонизм скоро вошел в визуальный словарь тех. кто формировал новую идейно-теоретическую базу живописи.
В 1890-х годах пути Бернара и Анкетена разошлись. Анкетен испытал влияние Тулуз-Лотрека, затем обратился к урокам старых мастеров, отдавая предпочтение барочному, пышному стилю Петера Пауля Рубенса. Бернар с началом нового столетия взял за образец живопись итальянского Ренессанса, и его влияние на авангард стало менее значительным. Однако к тому времени он уже был признан крестным отцом постимпрессионизма.
Мастера клуазонизма: Луи Анкетен, Эмиль Бернар, Поль Гоген, Поль Серюзье, Клод-Эмиль Шуффенекер, Якоб Меир де Хаан, Ян Веркаде.
Луи Анкетен «Женщина с зонтиком» 1891 г.
Характерной особенностью клуазонизма является наличие на изображении контуров, которыми обведены локальные тона.
Луи Анкетен «Читающая женщина» 1891 г.
Эмиль Бернан «Бретонские женщины в тени» 1892 г.
Луи Анкетен и Эмиль Бернар, находящиеся в поисках новых форм в живописи, стремились к упрощению образов и изображению их с помощью подобия живописи перегородками.
Эмиль Бернар «Бретонские крестьянки»
При этом все изображение как будто разбивалось на «отсеки», заключенные в контуры и заполненные определенным цветом. Первоисточником такого приема в живописи были японские гравюры и эстампы, а также витражи и лубочные картинки.
Ван Гог «Зал для танцев в Арле» Арль, декабрь 1888 г.
Клуазонизм оказал большое влияние на живопись Гогена, с которым Эмиль Бернар встретился в августе 1888 года в Понт-Авене. Другим приверженцем этого метода был Поль Серюзье.
Поль Серюзье «Бретонское воскресенье»
В некоторых работах Ван Гога мы также находим признаки клуазонизма. Например, в его «Подсолнухах». В большой мере на Ван Гога оказало влияние творчество Гогена, в основе синтетического метода которого и лежал клуазонизм.
Ван Гог «Колыбельная (мадам Рулен)» Арль, декабрь 1888 г.