Жак-Луи Давид - Портрет Альфонса Леруа
Жак-Луи Давид. Портрет Альфонса Леруа. 1783
«Портрет Альфонса Леруа» (ок.1783) кисти основоположника революционного классицизма Жака-Луи Давида (1748-1825). Давид сформировался как художник в мастерской исторического живописца Ж.М.Вьена, одного из активных сторонников Античности. Выиграв Римскую премию, он работал в Риме с 1775 по 1780 год. За картину «Велизарий» (ее можно посмотреть внизу статьи) художник был принят в Академию. Идеи революции вдохновили живописца на создание знаменитого произведения «Клятва Горациев» (1785) из истории республиканского Рима. Будучи человеком больших идейных устремлений, блестящим оратором, Жак-Луи Давид принадлежал к числу активных участников революции. Он был членом Конвента, другом Робеспьера, голосовал за казнь короля. В 1804 году он становится придворным художником императора Наполеона. После реставрации Бурбонов Давид окончил свои дни в ссылке в Брюсселе. В 1780-е годы ведущее место в творчестве Давида занимала историческая картина. Однако, вскоре он создает портреты людей, связанных с ним родственными узами. Это его дядя архитектор Ж.Демезон (1784), тесть и теща – смотритель королевских строений Шарль-Пьер Пекуль и госпожа Пекуль (1784). В эту группу работ входит и «Портрет Альфонса Леруа», который был показан на академической выставке, Салоне 1783 года. Там же была представлена картина «Скорбь Андромахи у тела Гектора», эскиз которой хранится в Государственном Музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина. Альфонс Леруа был известным парижским акушером. Скорее всего, к его услугам прибегала госпожа Давид, чей первый сын родился в 1783 году. Леруа изображен сидящим за письменным столом в модной домашней одежде. Локоть его левой руки опирается на трактат Гиппократа, демонстрирующий профессиональное занятие. Видно, что Леруа позирует художнику, его взгляд сосредоточен и направлен прямо на зрителя. В нем присуствует естественное очарование. Энергия таится в твердо сомкнутых губах, в напряженых мускулах лица. Портрет Леруа воплощает дух времени, в нем живописец утверждает достоинство разума, твердой воли.
Для того, чтобы познакомиться более полно с творчеством великого художника, представляю вам еще несколько его картин.
Жак-Луи Давид. Портрет мадам Рекамье. 1800
Жак-Луи Давид. Елена и Парис. 1788
Жак-Луи Давид. Портрет мадам Серизиат. 1795
Жак-Луи Давид. Венера и грации обманывают Марса. 1824
Жак-Луи Давид. Зинаида и Шарлотта Бонапарт. 1821