17.01.2018

Pop Art

Источник: 

Авангардное искусство двадцатого века, начиная от «экономичного» творчества Малевича, до сумбурного дадаизма, отчаянно борется со старым пониманием красоты и эстетичного. Мировые войны, сменяющие друг друга одна за другой, породили полное отчаяние, а потому новые творцы культурной реальности всем своим естеством возжелали стряхнуть с себя модели прошлого. Но после свержения идеалов незамедлительно должно последовать ваяние новых. В век технического прогресса и уже частичной, но внушительной машинизации, безусловно, неотъемлемой частью жизни становятся всякого рода механические изобретения. В определенный момент автоматический принцип действия становится не просто частью рабочего процесса, а моделью поведения в быту.

Поп-арт стал одновременно и одой любви к массовой культуре потребления, и зеркалом, отражающим ее изъяны и недостатки. В целом, можно сказать, что авангардные течения, что в Старом, что в Новом свете стали культурным ответом повальной индустриализации всех сфер человеческого существования. ХХ век рождает новые символы и на смену религиозному поклонению, приходит новое трендовое вероисповедание.

Одним из ярчайших представителей этого движения был Энди Уорхол. Скромный, немного чудной и тихий парень из Пенсильвании стал в последующем иконой своего поколения. Его самым гениальным произведением стали отнюдь не его картины, главный шедевр Энди Уорхола — он сам. Его образ, имидж, легенда, которую он создал, туман и пыль, которые он постоянно напускал — вот истинные шедевры поп-арт короля.

Герои киноиндустрии, вещи повседневного потребления и даже мусор, вообще все что до этого времени в искусстве было если не под грифом «табу», то, по крайней мере, считалось не комильфо, в ХХ веке ворвалось в культурные пространства и на долго там задержалось. Вся эта массовая атрибутика вошла в миры культуры не просто как косвенные средства выражения, а как центральные образы творчества. Хотя, безусловно, в этих дифирамбах потребительскому образу жизни

кое-где прослеживается ироничная насмешка.

Одной из главных и показательных техник в творчестве Уорхола, которая в последующем определила подчерк всего поп-арт движения, стала шелкография. Суть техники была в том, что увеличенные фотоснимки печатались на шелковой основе особым образом, художник в последующем расписывал их в определенной последовательности. Именно так родился диптих Мэрилин Монро в разных цветах, автопортрет самого художника и многие другие произведения. Такие картины выпускалось тиражом сразу в несколько тысяч, поистине массовое производство.

Общество, в котором все действия подчиняются одной стандартизированной модели поведения, как машина, в которой все работает по прописанной программе. Вот и искусство не создает, а производит, штампует, копирует и продает. И если весь мир — это собрание симуляций, то какая разница между копией человека и вещи. Уорхол говорит — никакой. Красивым может быть все, но только не долго. Актуальность, по мнению Уорхола, константа не постоянная, а потому, он создавал всегда так много и так часто. Вечно стремясь что-то привнести, выйти из образа обыденного, Энди Уорхол испробовал множество разных техник, стилей и жанров. Помимо графических работ, он известен так же своими перфомансами, короткометражными фильмами и серией фотографий. Художник собрал целую творческую команду с которой ваял, крушил и продавал, а назвал все это великолепие — «Фабрика Уорхола», как бы непрозрачно намекая на технические особенности производства своих шедевров.

Говорить о том, явялется ли это настоящим искусством — бессмысленно. Умение продать тоже может стать искусством, и этого факта еще никто не отменял. Тем боле, что такие понятия как красота — из той категории вещей, определения для которых субъективны. 

назад к списку новостей »