Бурлаки на Волге
Источник: КартиныИлья Репин
Создание: 1872 - 1873 г.
Холст, масло. 131,5 × 281 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
"Бурлаки на Волге" - картина русского художника Ильи Репина, созданная в 1870 - 1873 годах. Изображает артель бурлаков во время работы. Предположительно, пример реализма, переходящего в натурализм. Картина имеет размеры 131,5×281 см и находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
История создания
Согласно воспоминаниям художника, замысел картины возник ещё в 1869 году, когда во время работы над конкурсной картиной "Иов и его друзья" он вместе с Константином Савицким поехал на Неву на этюды. Увиденные им там впервые бурлаки произвели на Репина сильное впечатление своим контрастом с жизнерадостным обществом и живописной природой. Тогда же был создан первый акварельный эскиз картины, включавший помимо собственно бурлаков и контрастировавших с ними дачников.
Картина
Первое впечатление от полотна - группа измождённых людей под жарким солнцем тянет баржу, преодолевая силу течения великой русской реки. В ватаге - одиннадцать человек, и каждый из них тянет лямку, врезающуюся в грудь и плечи. По изорванным одеждам становится понятно, что на такую работу человека может толкнуть только крайняя бедность. У некоторых бурлаков рубахи настолько ветхие, что лямка попросту протёрла их насквозь. Однако люди упорно продолжают тащить за канат судно.
Если приглядеться к персонажам по отдельности, то можно увидеть, что характер у каждого свой. Кто-то совсем покорился тяжкой судьбе, кто-то философски спокоен, так как понимает, что кончится сезон, а с ним – и тяжёлая работа.
Композиция картины выстроена так, словно бурлаки идут навстречу зрителю. Однако тянущие лямку люди друг друга не закрывают, поэтому можно заметить, что один из персонажей закуривает, пока остальные всю нагрузку принимают на себя. Тем не менее, все участники ватаги спокойны, видимо в силу большой усталости. К товарищу они отнесутся с пониманием, что ему сейчас нужно чуть передохнуть.
Персонажи
ШишкаШишка - бригадир бурлаков
Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду "сено - солома", возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.
ПодшишельныеПодшишельные
Ближайшие помощники шишки, чалившиеся справа и слева от него. По левую руку от Канина идет Илька-моряк - артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.
КабальныйКабальный
Кабальные, как человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.
Кашевар и сокольный старостаКашевар и сокольный староста
Был самый молодой из бурлаков - деревенский парень Ларька. Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.
ХалтурщикиХалтурщики
В каждой артели попадались и просто нерадивые. При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других
НадзирательНадзиратель
Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.
КосныйКосный
Так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.