03.11.2017

«Новая Москва» Юрия Пименова: Госпропаганда или вера в светлое будущее


Новая Москва. Ю. Пименов, 1937 год. | Фото: liveinternet.ru.
Новая Москва. Ю. Пименов, 1937 год. | Фото: liveinternet.ru.
Вторая половина 1930-х годов проходила под слоганами строительства светлого будущего. Молодые художники, проникаясь этими возвышенными идеями, охотно писали картины, которые соответствовали духу времени. «Новая Москва» Юрия Пименова – одна из них. Девушка за рулем автомобиля – это настоящий вызов для тех времен, да и вся композиция картины – символ не только новой Москвы, но и новой жизни.
Юрий Пименов - советский художник. | Фото: lh4.googleusercontent.com.
Юрий Пименов - советский художник. | Фото: lh4.googleusercontent.com.

В год, когда была написана картина, Москву уже вовсю перестраивали, реконструировали. Улицы расширяли, единичные исторические постройки передвигали вглубь кварталов, а остальное нещадно рушили. На месте этой «градостроительной мясорубки» воздвигались здания, которые четко соответствовали социалистическому облику столицы.

Юрий Пименов принадлежал к тем художникам, которые считали, что нужно запечатлеть «прекрасное мгновение», образ-впечатление, при этом вписывая его в современную действительность. Одну из самых известных картин Пименова «Новая Москва» (1937) в советское время относили к соцреализму, но если быть объективными, то она больше тяготела к импрессионизму.

Новая Москва. Ю. Пименов, 1937 год. | Фото: liveinternet.ru.
Новая Москва. Ю. Пименов, 1937 год. | Фото: liveinternet.ru.

На первом плане в картине девушка, управляющая автомобилем. Далее видны новые постройки Москвы, снующие люди, другие автомобили. Жизнь бурлит. Необычный ракурс делает полотно похожим на фотографию. Это было в некоторой степени новаторством, т. к. до Пименова никто не писал подобных картин.

В этой картине использованы яркие краски, прослеживается мастерское сочетание холодных и теплых тонов, создается ощущение абсолютной чистоты. 

Новая Москва. Третьяковская галерея. | Фото: img-fotki.yandex.ru.
Новая Москва. Третьяковская галерея. | Фото: img-fotki.yandex.ru.

Если обратиться к символам, то все внимание сконцентрировано на близком плане, а не на горизонте. Если спроецировать это в советскую реальность того времени, то линия горизонта – это тема будущего, а изображенная близко девушка – это комплекс первостепенных задач, которые нужно решать здесь и сейчас. Свойственная Советам монументальность поставленных задач прекрасно прослеживается в новостройках на картине.

Многие искусствоведы задумываются, не была ли «Новая Москва» обычной пропагандистской картиной, идеализирующей советскую действительность 1930-х годов, когда сотни тысяч людей подвергались репрессиям. 
Однако молодые художники того времени и сами верили в то, что вскоре наступит светлое будущее, и переносили свои мечтания на холст. 

Фронтовая дорога. Ю. Пименов, 1944 год. | Фото: im9.kommersant.ru.
Фронтовая дорога. Ю. Пименов, 1944 год. | Фото: im9.kommersant.ru.

 

Источник: http://www.kulturologia.ru/

назад к списку новостей »