Золотая осень
Источник: КартиныИсаак Левитан
Создание: 1895 г.
Холст, масло. 82 × 126 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
"Золотая осень" - пейзаж русского художника Исаака Левитана (1860—1900), написанный в 1895 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее.
"Золотую осень" относят к "мажорной серии" картин Левитана 1895 - 1897 годов, в которую, кроме неё, включают "Март" (1895), "Свежий ветер. Волга" (1891 - 1895) и другие полотна.
Март Свежий ветер. ВолгаЭта картина "поражает и захватывает наполненностью и красотой своего эмоционального содержания, столь определённо выраженного в цветовом великолепии, в мажорном звучании золотистой красочной гаммы". Она также служит одним из характерных примеров влияния импрессионизма на творчество художника.
История
Работа над картиной была начата осенью 1895 года - в то время, когда Левитан жил в усадьбе Горка, расположенной в полутора километрах от деревни Островно, находившейся на территории Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, а ныне входящей в состав Удомельского района Тверской области. Специально для художника на территории имения был построен двухэтажный дом-мастерская, расположенный на берегу озера.
Считается, что на картине изображена река Съежа, протекающая рядом с Островно, - это место находилось всего в полукилометре от усадьбы Горка. По свидетельству художника Витольда Бялыницкого - Бирули, тоже работавшего в тех местах, картина была написана по этюду, сделанному Левитаном во время его пребывания в Горке.
Описание
Левитан любил рисовать осенние пейзажи - у него было более сотни картин, связанных с этим временем года. Среди них картина "Золотая осень" является одним из самых известных и популярных произведений художника. На ней изображена небольшая речка, окружённая деревьями, покрытыми жёлтой и красной осенней листвой. Вдали видны деревенские домики, поля, а далее, на горизонте - осенний лес, окрашенный в оттенки жёлтого цвета. А надо всем этим - голубое небо, по которому плывут светлые облака. Яркие, мажорные, оптимистические цвета этой картины не являются характерными для творчества Левитана - обычно он использовал более мягкие и нежные тона.
Удачно выбрана точка зрения, которая позволяет художнику изобразить широкий и многоплановый пейзаж. Несмотря на некоторую асимметричность, композиция картины не кажется неуравновешенной: загруженность левой стороны компенсируется "группировкой предметов, распределением освещённых и затенённых масс, членением планов". У левого края полотна крупным планом изображена группа деревьев - берёз с ярко - жёлтой листвой и осин с последними покрасневшими листьями. Они создают "яркое и звучное пятно", по контрасту с которым изображённая правее них речка кажется тёмной и холодной. Поверхность реки также смотрится большим цветовым пятном, основу которого составляет голубой цвет, к которому добавлены коричневатые отражения берегов.
Следуя вдоль речных берегов, взгляд зрителя пересекает широкие луга с перелесками по обеим сторонам реки, а затем уходит к изображённым вдали лесам. На правом берегу реки выделяется одинокая стройная золотисто-жёлтая берёзка. По мере удаления в глубину звучность колорита постепенно смягчается и переходит в более спокойную цветовую гамму.
Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что картина "Золотая осень"
поражает и захватывает наполненностью и красотой своего эмоционального содержания, столь определённо выраженного в цветовом великолепии, в мажорном звучании золотистой красочной гаммы.По его мнению, до появления этой картины никто из представителей русской пейзажной живописи не давал такого торжественного, радостного в своём спокойствии образа осени, такого показа пышного природы увяданья.