18.10.2017

Питер Брейгель: последний голландский художник эпохи возрождения

Источник: 

Питер Брейгель Старший — голландский художник, которого считают последним из числа великих творцов эпохи Возрождения в Нидерландах. Его первым ментором в мире живописи был Питер Кук ван Альст, придворный художник Карла V.

В мастерской ван Альста Питер Брейгель трудился вплоть до смерти своего наставника. Ван Альст помог молодому человеку раскрыть свой талант, так что в 1551 году, 25-летний Брейгель был принят в гильдию живописцев Антверпена и попал на работу в мастерскую Иеронима Кока. Именно там молодой Брейгель впервые увидел эстампы с картин Босха, произведшие на него очень сильное впечатление. Впоследствии он использовал некоторые приемы Босха в своих полотнах и даже написал несколько собственных вариаций на темы великого художника.

Брейгелю довелось попутешествовать по Европе. Особо сильное впечатление на него произвел Рим со своими древностями и шедевры эпохи Возрождения. Также его впечатлили Средиземноморские порты и вообще — морская стихия, что также нашло свое отражение в его полотнах.

Как художник Брейгель Старший предпочитал изображение пейзажей и жанровых сцен. Он писал не только маслом, но и создавал великолепные гравюры, наиболее выдающимися среди которых можно считать цикл из семи работ «Смертные грехи», а созданная на основе его рисунка гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана Иеронимом Коком с поддельной подписью Босха.

Питер категорически не писал картин на заказ и не изображал оголенных тел. Существует всего лишь один портрет его авторства — «Голова крестьянки», 1564 года.

Брейгель получил прозвище «Мужицкий», за то, что он любил изображать представителей низших сословий на своих картинах, что в то время считалось не комильфо. На многих рисунках художник вообще не показывает лиц своих героев, акцентируя внимание на других деталях.

Ближе к концу жизни художник начал писать картины, на которых окружение играет подчинённую роль по отношению к изображениям людей. Картины из этого цикла: «Притча о слепых», «Крестьянин и разоритель гнёзд», «Калеки» и «Мизантроп».

 

Одна из последних работ художника — «Сорока на виселице». В ней скрыто послание, понять которое можно лишь взглянув на события, происходившие в то время в Нидерландах. Набирала обороты Реформация и испанская армия, под предлогом борьбы с еретиками вторглась в Голландию. За два года, герцог Альба, руководящий испанцами, повесил более двух тысяч голландцев по подозрению в ереси. Руководствовался герцог в основном доносами. Так, многие искусствоведы сходятся во мнении, что «Сорока на виселице» — это выражение желания Питера Брейгеля увидеть самих доносчиков повешенными. Политические мотивы просматриваются и в картине «Избиение младенцев».

До сегодняшнего дня «дожило» практически пять десятков картин, авторства Питера Брейгеля. Увидеть их «вживую» можно в музеях по всему миру, ну или довольствоваться изображениями в электронном виде — они и так позволяют практически в полной мере оценить художественный гений Питера Брейгеля Старшего.

Другой Арт - онлайн журнал об искусстве. У нас вы найдете отобранные редакцией работы от лучших авторов.

 

 

назад к списку новостей »