13.10.2017

Шедевры как плата за любовь: Роман Василия Кандинского и Габриэль Мюнтер, закончившийся громким скандалом 

Габриэль Мюнтер и Василий Кандинский. Автор: Габриэль Мюнтер.
Габриэль Мюнтер и Василий Кандинский. Автор: Габриэль Мюнтер.
Если бы известный художник абстракционист Василий Кандинский жил в наше время, его бы наверняка назвали гражданином мира. А в начале XX века в тех странах, где он жил и творил, его признавали инакомыслящим и непонятным для общества - везде он был изгоем. Но рядом с ним всегда были женщины, преданно любившие его и готовые пожертвовать ради его живописи даже жизнью.




Прошли годы, и в наше время три державы пытаются претендовать на Кандинского как на своего художника: Россия - земля его предков, где прошло детство, отрочество, юность; Германия, где получив художественное образование, начинал делать первые шаги в искусстве, где создал теорию абстрактного искусства и воплотил ее в своем творчестве; Франция, куда бежал после прихода к власти фашистов, и где он жил последние годы, умер и похоронен.



Картины для непосвященного зрителя кажутся хаосом, размещенных на полотне цветных пятен и линий, но присмотревшись можно увидеть загадочные образы. Художник был понятен не многим современниками, которые и назвали его великим творцом, основоположником абстракционизма.

А в наше время его картины стоят баснословных денег. Современные же критики вынесли свой вердикт: творчество Кандинского сродни музыке – то ли она волнует до глубины души слушателя, то ли просто ему слышен беспорядочный набор звуков. В этом вся сложность и простота творений художника.

Автор: Василий Кандинский.
Автор: Василий Кандинский.

И что самое примечательное, искусством Василий Кандинский решил заняться, когда ему было тридцать лет. Он оставляет науку, отказывается от многообещающей карьеры юриста и посвящает себя целиком искусству живописи.



История, ставшая сенсацией в новейшей истории искусства


Немецкая художница Габриэль Мюнтер.
Немецкая художница Габриэль Мюнтер.

В феврале 1957 года произошла мировая сенсация. 80-летняя немецкая художница Габриэль Мюнтер передала в дар городу Мюнхену девяносто живописных работ маслом, более трехсот акварельных и графических работ и столько же офортов и литографий Василия Кандинского. А также дневники и многолетнюю переписку с художником.

Вся мировая общественность, пресса, критики сразу же задалась вопросом: как можно было сохранить такое количество бесценных работ художника, требующих специального ухода, на протяжении стольких лет и в условиях преследования фашистским режимом.



В 20-е годы Габриэль лично оплачивала хранение картин в спецхранилище. А когда к власти пришли фашисты, идеология которых категорически отвергала искусство абстракционизма и модерна, художники этих направлений были подвергнуты уголовному преследованию. Их творчество считалось «вырожденческим» и «дегенеративным». В годы фашистского правления и всю войну Мюнтер, под страхом смерти хранила полотна и рисунки Кандинского в потайном подвале своего дома.

Габриэль Мюнтер. Автопортрет.
Габриэль Мюнтер. Автопортрет.

Габриэль жила в постоянном страхе: вначале, что картины найдут фашисты, затем что при бомбежках Германии союзниками ее дом будет уничтожен, а картины останутся погребены навсегда, а позже, когда американцы врывались в дома с обысками, выискивая беглых эсэсовцев. Тем не менее эта история благополучно закончилась, и в наши дни эта великолепная коллекция хранится во всемирно известном мюнхенском музее Ленбаххаус, составляя основную часть его экспозиции.

И нужно отдать должное этой мужественной женщине, которая ценой своей жизни сумела сохранить бесценное наследие великого художника, семейное счастье с которым у нее так и не сложилось.

Габриэль Мюнтер и Василий Кандинский




Знакомство Кандинского и немецкой художницы Габриэль Мюнтер произошло в классе живописи художественной школы в 1902 году в Мюнхене, где Василий был преподавателем. Между ними завязалось доверительное общение, переросшее в любовь. Габриэле было двадцать пять, Кандинскому - тридцать шесть. Он был уже 10 лет как женат на двоюродной сестре по отцовой линии Анне Чемякиной, которая была старше его на шесть лет.

В.В. Кандинский и Габриэль Мюнтер.
В.В. Кандинский и Габриэль Мюнтер.

Василий долгое время скрывал свою связь из Габриэль, дабы не нанести душевные раны Анне. Она же в свою очередь была терпима и была готова на самопожертвование. Но нерешительность художника привела его к образу жизни двоеженца. И тот факт, что он оставался в браке с Анной никак не смущал ни Василия, ни Габриэль. Это им не помешало даже обручиться через год после знакомства.



В 1908 году Кандинский и Мюнтер купили дом в Баварии и стали жить там открыто. Этот период был активным в творчестве для обоих. И постепенно их любовный союз начал переходить в союз единомышленников, поддерживающих и помогающих друг другу. 

Каждый искал себя в искусстве. У Кандинского это был период расцвета, у Габриэль - становления. Он всегда признавал её большой талант и всецело способствовал его развитию. Она же, со своей стороны, всегда преклонялась перед его уникальным даром, целеустремленностью и стремлению ко всему новому в искусстве.

Габриэль Мюнтер.(1905). Автопортрет.
Габриэль Мюнтер.(1905). Автопортрет.

Все точки над «и» расставила Первая мировая война, когда Кандинскому как гражданину России пришлось выехать из Германии в Москву. Габриэль еще несколько лет ждала Василия, пока не получила уведомление от адвоката, в котором было изложено требование Кандинского вернуть ему его имущество и картины, в том числе. Долгие переговоры между бывшими любовниками привели к тому, что часть полотен и рисунков художника достались Габриэль, как плата за моральный ущерб.

После разрыва с Кандинским Мюнтер оставила искусство и вернулась к живописи лишь спустя десять лет. Но продолжала вести замкнутый образ жизни и умерла в 1962 году. 

Новая любовь Василия Кандинского




В 1911 году Кандинский наконец-то получил официальный развод, и разрыв их Габриэль уже был предопределен. Но ему по-прежнему не хватило мужества порвать с ней открыто. Всю дальнейшую переписку с Мюнтер он же вел через адвокатов.

В 1917 году он женится на Нине Андреевской, с которой он повстречался в Москве во время очередной поездки. Что примечательно, познакомились они по телефону. 50-летний Кандинский влюбился в голос 17-летней девушки Нины.

Акварель. «Незнакомому голосу». (1916). Автор: Василий Кандинский.
Акварель. «Незнакомому голосу». (1916). Автор: Василий Кандинский.

Несмотря на значительную разницу в возрасте, Нина стала второй супругой Василия Кандинского. Вплоть до самой его смерти в 1944 году следовала за ним в эмиграцию из Советского Союза в Германию, затем - во Францию. Она на тридцать пять лет пережила своего гениального мужа.



Многие считали, что этот брак был заключен по расчету. Но Нина на протяжении 28 лет супружеской жизни утверждала, что это была любовь с первого взгляда.

В.В. Кандинский и Нина Кандинская.
В.В. Кандинский и Нина Кандинская.

После смерти Кандинского его супруга передала в дар его лучшие картины галерее Франции и нью-йоркскому Музею Гуггенхайма. Около трех десятков полотен Кандинская приготовила и для передачи в Россию.

Как только об этом стало известно, случилось непредвиденное: 86-летняя жена художника была зверски убита в ее доме в Швейцарии. Убийцами были забраны все драгоценности, но не тронута ни одна картина. По одной из версий следствия предполагалось, что женщина была ликвидирована с целью предотвращения передачи художественного наследия Москве. Как в таких случаях бывает - преступники не были найдены, а дело зарыли.


Творческое наследие Василия Кандинского


В.В.Кандинский – всемирно известный художник, чьи работы представлены в лучших музеях Европы и Америки. В наши дни уникальные картины абстракциониста на мировых аукционных торгах оцениваются в миллионы долларов. 

«Белый звук». (1908). 23,3 млн. долларов. (Sotheby’s 2007).Автор: Василий Кандинский.
«Белый звук». (1908). 23,3 млн. долларов. (Sotheby’s 2007).Автор: Василий Кандинский.

Фуга. (1914).(Sotheby’s, 2014). 19,4 млн. долларов.  Автор: Василий Кандинский.
Фуга. (1914).(Sotheby’s, 2014). 19,4 млн. долларов. Автор: Василий Кандинский.

«Картина с белыми линиями». (1913). 41,8 млн. долларов. (Sotheby’s 2017). Автор: Василий Кандинский.
«Картина с белыми линиями». (1913). 41,8 млн. долларов. (Sotheby’s 2017). Автор: Василий Кандинский.

«Негнущееся согнутое». (1935). 23,3 млн. долларов. (Christie’s, 2016). Автор: Василий Кандинский.
«Негнущееся согнутое». (1935). 23,3 млн. долларов. (Christie’s, 2016). Автор: Василий Кандинский.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/220917/36058/
назад к списку новостей »