Тема сказки в произведениях русских художников
На рубеже XIX-XX веков возникает новое, национально-романтическое направление русского стиля в живописи - обращение к сказочно-былинным образам Древней Руси.
Именно в них художники ищут «вечные» ценности — «абсолютное добро», «вечную и нетленную красоту», внеисторическую мудрость.
В это время отмечается повышенное внимание к историческому прошлому русской культуры, к художественным традициям. Возрастает интерес к особенному прозаическому жанру – сказке (не только как иллюстрирование русских сказок, но и как создание произведений станковой живописи, декоративно-прикладного искусства и декораций музыкальных спектаклей – сказок).
Одним из первых русских художников, обратившихся к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи, был Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) - художник, театральный декоратор, мастер исторического и мифологического жанров.
На картине «Богатыри», над которой художник работал почти 20 лет, богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого. Герои былин вставали на защиту земли русской, стремились к объединению земель, помогали слабым и обездоленным, боролись с врагами. В былинах прославлялись сила и благородство, мощь и смекалка русских богатырей. Художники сказочно-былинного жанра воспевали далекое легендарное прошлое Древней Руси и открывали для современников истоки национальной культуры.
Сюжетом картины «Иван-царевич на сером волке» стала сказочная тема, позаимствованная из народных русских сказок: Иван царевич и Елена Прекрасная спасаются от настигающей их погони на сером волке. Только сильный и добрый может завоевать любовь красавицы, богатство и счастье.
Картина «Алёнушка» создана под влиянием не только русских сказок, но и личных впечатлений. Как говорил сам Васнецов, «Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё».
Михаил Александрович Врубель (1856-1910) - живописец, мастер картин на исторические, религиозные и сказочные сюжеты . Врубель – символист. У символистов основой художественного творчества становится образ – символ.
«Царевна-Лебедь» — это картина, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина. Врубель создал эскизы для декораций и костюмов оперы, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Н. И. Забела-Врубель. Сохранились её фотографии в роли царевны, по которым видно, что художник достаточно далеко ушёл от натуры при создании своего произведения. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально.
Во всех картинах Врубеля воплощалась мечта художника о красоте, которую так трудно было найти в окружающем его мире, полном безысходных противоречий, и врубелевская фантазия, переносящая нас в иные миры, где красота, однако, не освобождается от болезней века, - это воплощенные в красках и линиях чувства людей того времени, когда русское общество жаждало обновления и искало путей к нему.
Источник: http://utchimwmeste.ru/page/tema-skazki-v-proizvedenijah-russkih-hudozhnikov-bilet-16-1