Эстетика Высокого Возрождения в итальянском изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти)
Возрожде́ние, или Ренесса́нс, - (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Искусство этой эпохи (XIV-XVI века) при всем разнообразии частных форм обладает важнейшей общей чертой – стремлением к правдивому отражению реальности.
Эстетика Возрождения связана с тем грандиозным переворотом, который совершается в эту эпоху во всех областях общественной жизни: в экономике, идеологии, культуре, науке и философии.
Гуманистическая мысль ставит человека в центр вселенной, говорит о неограниченных возможностях развития человеческой личности.
Идея достоинства человеческой личности, разработанная мыслителями Возрождения, прочно вошла в философское и эстетическое сознание Ренессанса.
Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Возрождение возникло в Италии.
Основные черты:
1) Интерес к античности
2) Опора на идеи гуманизма (человечности).
ГУМАНИЗМ - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.
3) Человек провозглашается вершиной творчества природы. Поэтому искусство становится выражением не божественной, а человеческой сущности бытия.
4) Красота человека – это соблюдение пропорций и симметрии.
Художники эпохи Возрождения служили иллюстрацией человеческого могущества. Это «личности-титаны», проявившие себя во всех возможных областях человеческой деятельности.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (15.04.1452 - 2.05.1519 — великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, математик, физик, естествоиспытатель), яркий пример «универсального человека» - идеала итальянского Ренессанса. Он опередил своё время на несколько веков.
Среди произведений Леонардо да Винчи - живопись, фрески, рисунки, анатомические рисунки, заложившие основу для появления научной иллюстрации, произведения архитектуры, проекты технических сооружений, записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов).
Среди самых известных картин Леонардо да Винчи «Мона Лиза», «Тайная вечеря», «Дама с горностаем», «Крещение Христа», «Потоп».
РАФАЭЛЬ САНТИ (28. 03. 1483 – 6.04.1520)— великий итальянский живописец, график и архитектор, у него было настоящее призвание портретиста.
«Сикстинскую мадонну» Рафаэля называют не только вершиной творчества художника, но и вершиной живописи итальянского Возрождения. Изображение прекрасной женщины с младенцем на руках стало символом любви, человечности, возвышенной одухотворенности. Кисти Рафаэля принадлежит роспись нескольких залов в Ватиканском дворце Папы Римского.
МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ (6.03. 1475 – 18.02.1564) — итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель. Из всех крупнейших представителей Возрождения Микеланджело наиболее последовательно и безоговорочно верил в великие возможности, заложенные в человеке, верил в то, что человек, постоянно напрягая свою волю, может выковать свой собственный образ, более цельный и яркий, чем сотворенный природой. И этот образ Микеланджело выковал в искусстве, чтобы превзойти природу.
Гимном человеку и его возрождению после средневековой ночи стала главная живописная работа Микеланджело – роспись потолка Сикстинской капеллы в Риме. Микеланджело изобразил и сотворение мира, и страшный суд, и библейских пророков. Каждая композиция существует одновременно и сама по себе, и как неотъемлемая часть целого, так как все они взаимно согласованы. Это – великое достижение живописи Высокого Возрождения, доведенной Микеланджело до совершенства.
Не менее велики работы Микеланджело «Давид» и «Страшный суд», в которых опять звучит идея величия человека, его ответственности за земной мир.