Особая роль пейзажа в русской реалистической живописи
Пейзажная живопись стала одним из ведущих жанров реалистического демократического искусства.
В творчестве целого ряда пейзажистов наблюдается тяготение к созданию монументальных образов природы, воспевающих ее величие и красоту.
В конце 60-х годов обозначились две основные тенденции в развитии пейзажной живописи. Одни художники, обращаясь к мотивам поздней осени, грязному талому снегу, лежащему на проселочных дорогах, безмолвным снежным долинам старались передать дух пессимизма, который витал в обществе. Другие, напротив, создавали в своих произведениях образы прекрасных далей, полей и лугов, маленьких русских деревень и красивых православных храмов. Светлые, поэтические образы русской природы укрепляли веру в жизнь, помогали бороться с гнетущей прозой обыденности.
Особое место пейзаж занимал в творчестве передвижников – это один из любимых жанров художников. На 1-й выставке передвижников половину выставленных работ составляли пейзажи.
Величественная, могучая краса северных таёжных просторов показана в картинах Ивана Шишкина. В основе многих его картин лежит «портретное» изображение какого-либо места. «Утро в сосновом бору», «Рожь» - картины, не просто изображающие «кусочек» русской природы, а рассказывающие целые истории о российских просторах.
Другой пейзажист – Архип Иванович Куинджи. Талантливый художник-самоучка. Его картины поражают эффектом необычного освещения – солнечного и лунного. Куинджи не делал натурных этюдов, а «сочинял» свои картины или писал по памяти. Его замечательные картины: «Украинская ночь», « Лунная ночь на Днепре», «Березовая роща» и др.
Лирические «пейзажи-настроения» Исаака Левитана показывают всю прелесть природы средней полосы России. Картины его полны грусти и лиризма, некоторые проникнуты глубоким философским смыслом, например: «Золотая осень» и «У омута», «Тихая обитель», «Вечерний звон» и «Над вечным покоем».
Источник: http://utchimwmeste.ru/page/osobaja-rol-pejzazha-v-russkoj-realisticheskoj-zhivopisi-bilet-9-1