Образы природы в музыке и живописи
Человек неразрывно связан с природой, он часть ее. И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, своим идеалам, всегда было источником творчества писателей, композиторов, художников.
"Времена года" Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Как позднее вспоминал его брат М.И.Чайковский: "Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь<...> Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа." Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла "Времена года". Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени. Каждая картина запечатлевает один из месяцев года с ярким событием, приходящимся на этот месяц. Например, февраль – «Масленица», март – «Песня жаворонка», август – «Жатва», декабрь – «Святки». 12 пьес -12 картинок из русской жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов.
Краткое вступление к опере «Хованщина», которое композитор Модест Петрович Мусоргский назвал «Рассвет на Москве-реке» — это не только удивительной красоты пейзажная зарисовка, но и символическая картина рассвета, встающего над страной по воле юного Петра, надежда на прекрасное будущее утро России. Вступление рисует образ просыпающегося старого русского города при восходе солнца, когда перекликаются петухи и слышны трубы ночного дозора.
Не менее популярны образы природы и в живописи.
Побуждаемые высокими патриотическими чувствами, художники стремились показать могучую и плодородную русскую природу как источник возможного богатства и счастья.
Серьезный вклад в развитие русского пейзажа внесли такие известные художники, как Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Федор Васильев, Архип Куинджи, Василий Поленов, Исаак Левитан.
Величественная, могучая краса северных таёжных просторов показана в картинах Ивана Шишкина. В основе многих его картин лежит «портретное» изображение какого-либо места. «Утро в сосновом бору», «Рожь» - картины, не просто изображающие «кусочек» русской природы, а рассказывающие целые истории о российских просторах.
Другой пейзажист – Архип Иванович Куинджи. Талантливый художник-самоучка. Его картины поражают эффектом необычного освещения – солнечного и лунного. Куинджи не делал натурных этюдов, а «сочинял» свои картины или писал по памяти. Его замечательные картины: «Украинская ночь», « Лунная ночь на Днепре», «Березовая роща» и др.
Лирические «пейзажи-настроения» Исаака Левитана показывают всю прелесть природы средней полосы России. Картины его полны грусти и лиризма, некоторые проникнуты глубоким философским смыслом, например: «Золотая осень» и «У омута», «Тихая обитель», «Вечерний звон» и «Над вечным покоем».
Образы природы в живописи Фёдора Васильева приобрели одухотворённость, особую поэтичность, романтизм и глубину чувств. В своих картинах Васильев запечатлел яркие и эффектные моменты жизни природы, а также показал духовную сопричастность человека природе. В его картинах живописная манера характеризуется звучными акцентами цветовых пятен, динамичностью свободного мазка. Особую популярность приобрели картины Васильева «После грозы», «Оттепель», «Возвращение стада».
Источник: http://utchimwmeste.ru