«Люди называют меня живописцем танцовщиц. Но им не приходит в голову, что мой интерес к танцовщицам продиктован интересом к движению и красивой одежде». Эдгар Дега.
Эдгар Дега писал танцовщиц бесконечно много. На сцене Парижской оперы. В своих гримёрных. На изнурительных репетициях.
Он изображал их в момент триумфа. Уставшими и зевающими. Делающими растяжку. Поправляющими пуанты.
Картина «Голубые танцовщицы» похожа на главный аккорд во всей этой веренице работ. Она прекрасна. Как будто все остальные работы были лишь этюдами перед созданием этого шедевра.
«Голубые танцовщицы» написаны пастелью. Именно с помощью пастели можно добиться такого насыщенного цвета. К тому же Дега изобрёл свой способ работать с материалом. Он воздействовал на рисунок паром. Пастель размягчалась. И художник мог растушевать её пальцами или кистью. Это делало цвет ещё более мерцающим. Однако у пастели есть недостаток - она может со временем осыпаться. Поэтому художники фиксируют пастель специальным раствором или обычным лаком для волос. Дега не признавал ни один фиксатив, который был в продаже. Он справедливо считал, что все они «съедают» цвет. На самом деле, под действием любого фиксатива пастель тускнеет. Приятель Дега, итальянский художник Чиалива разработал секретный состав. Он позволял сохранить цвет почти в первозданном виде. И значительно продлевал жизнь работе. Поэтому пастели Дега дошли до нас прекрасно сохранёнными. Чиалива унёс свой секрет в могилу. Кстати, работы Дега могли быть и черно-белыми. Художник говорил, что была бы его воля, он рисовал бы только углём. Но «все наседают, требуют цвета».
Изображённые девушки готовятся выйти на сцену. Одна, в самом низу картины нагнулась, чтобы поправить пуант. Две другие поправляют лямки платьев. А четвёртая держится за декорации, чтобы оглядеть свой наряд сзади. Но их движения так грациозны, что создаётся иллюзию танца. Скорее всего это не четыре разные девушки. А одна девушка, запечатленная в разные моменты движения. В личных документах Дега обнаружили негативы фотографий с балериной в разных поворотах. Возможно, именно по этим фотографиям и создана эта композиция.
Эдгар Дега был равнодушен к женщинам. И к своим моделям тем более. Он писал их беспристрастно. Не приукрашивая. Поэтому его танцовщицы далеко не всегда грациозны и красивы. Художник стремился показать не декорации жизни, созданные для зрителя. А саму жизнь, порой неприглядную. На фоне других его работ, с изображением порой немного неуклюжих танцовщиц и не самых изящных, хоть и правдивых сценок, голубые балерины кажутся воплощением самой красоты и грации. Голубые танцовщицы стоят за кулисами. Через мгновение им предстоит выйти на сцену Парижской оперы. Этот театр до сих пор является одним из известнейших в мире.
Самое удивительное, что талант импрессиониста Дега был оценён при жизни. «Голубые танцовщицы» были им проданы за баснословные деньги — за 60 000 франков!
14.09.2017
назад к списку новостей »