04.09.2017

Том Весселман «Натюрморт № 20» (1962) 
Смешанная техника. 104 х 122 х 14 см 
Буффало, Художественная галерея Олбрайт-Нокс, дар Сеймора X. Нокса-мл. 

Бутылки, нарезанный хлеб, бананы, яблоки, стакан колы и стол, на котором они стоят, демонстрируют возможности оптического обмана в искусстве. Реальными являются шкафчик, его содержимое, люминесцентная лампа, водопроводный кран с двумя ручками и мыло в мыльнице. Взяв краску, бумагу, дерево и упомянутые предметы, Весселман создал гибрид кухни и ванной. В этом ансамбле перекрещиваются три состояния реальности: подлинные предметы, фотография и живопись. Правда, фотографическое оказывается нарисованным, нарисованное - цветной печатью, а реальные вещи - частью произведения искусства, во всяком случае, в свете современного понимания художественного. Прожекторы искусства нацеливаются на работу сразу же после появления ее в музее и освещают ее как произведение искусства. 
С другой стороны, с позиции реальности, произведение предстает обычным украшением комнаты - обрамленной копией картины Пита Мондриана; ее художественное значение несущественно, а смысловое - поблекло. Изображенные фотографически точно пищевые продукты кажутся галлюцинацией, а остальные вещи - ненужными элементами декорации, как и копия картины Мондриана. Столь линейным, как утверждали некоторые критики, поп-арт не был никогда. Среда, в которой заявляет о себе произведение искусства, часто становится одной из тем художников. Условия, в которых появляется работа, влияют на ее назначение. Напряженность между различными сферами реальности в ансамбле Весселмана выражается в напряженности между иллюзионистической живописью и вещностью, между плоскостью и пространством, между искусством и декоративным оформлением. 

В жанре натюрморта Весселман создал обширную группу произведений. Центральным объектом натюрмортов художника становится домашнее окружение женщины, кухни и ванные стандартных жилищ в предместьях. Сексуальные образы отступили на второй план, но не исчезли, что доказывает появление в одной и той же работе бананов и круглых яблок. Дело в том, что у Весселмана фрукты, как правило, символизируют мужское и женское начала, что присутствует и в Натюрморте № 20. Сексуальные идеи, как масло сквозь бумагу, проникают сквозь вывеску добропорядочности чопорного американского общества.

назад к списку новостей »