04.09.2017

Джеймс Розенквист «Без названия (Джоан Кроуфорд)» (1964) 
Холст, масло. 92 х 78 см 
Музей Людвига, Кёльн 

Книга, написанная дочерью великой кинозвезды, обеспечила ей печальную посмертную славу. Дочь представила Джоан Кроуфорд как «свою плохую мать». Все было подчинено карьере актрисы: и частная жизнь, и ее дочь. Актриса часто играла женщин, делающих карьеру, жестко, целеустремленно и успешно, в странном симбиозе искусства и жизни. Основой для картины стал красочный рекламный плакат, возможно, выполненный по фотографии. На картине внешние отличительные черты Кроуфорд превратились в почти карикатурные клише: широко раскрытые глаза с утяжеленными ресницами, кроваво-красный рот в похожей на гримасу профессиональной улыбке, и завитая прическа. Маска пристально смотрит мимо зрителя. Чего она добивается, неясно -художник обрезал красное поле справа, на котором приведены слова актрисы. Только обрезанная сигарета в левой руке звезды дает зрителю некую зацепку. 

Розенквист крадет у рекламы ее убедительность. содержание и функцию. Неожиданно она превращается в эстетический феномен, живописный монтаж шрифтов - черного позитивного изображения текста и белого негативного, почтовую открытку с автографом, выполненную в стиле плаката и в той же тщательно подобранной цветовой гамме, которая охотно используется в рекламе мыла. 

Различные красные и охристые тона на полосатом зелено-сером фоне определяют цветовой сценарий изображения. Картина, без сомнения, перекликается с более известными изображениями Мэрилин Монро работы Уорхола. От них ее принципиально отличают лишь более тщательное письмо и система воздействия. Причина последнего отличия заключается в моделях. В искусстве «маске» Кроуфорд, в отличие от «маски» Мэрилин, не удалось превратиться в икону. Напротив, кино поставило обеих на один и тот же уровень «звезд Олимпа». Образ Кроуфорд, разумеется, сформировался раньше. 

Прежде чем Розенквист взялся за кисть, с момента последнего успеха актрисы в фильме «Что случилось с Крошкой Джейн?» Роберта Олдриха (в котором также снималась Бетт Дэвис) прошло два года. Дива к тому времени уже руководила производством напитков. Кроуфорд была воплощением типа эмансипированной женщины - в иллюзии кино и в реальности. И так как картина Розенквиста не является портретом, она рассказывает, скорее, о механизмах культурной индустрии, которая превращает людей в образы, нежели о психологии изображенного персонажа.

назад к списку новостей »