03.09.2017

Питер Филлипс «Лев против орла» (1962) 
Холст, масло. 213 х 153 см 
Музей современного искусства, Гент 

Хотя Филлипс считается самым американским среди британских художников поп-арта, он обращался в творчестве к европейским традициям, как к эталонам. При этом художник ориентировался на далекую историю, на времена до обновления живописи мастерами эпохи Возрождения. «Мои картины являются… объединением в пространстве иконографических и технических факторов, которые складываются в единый сюжет. В живописи до начала эпохи Возрождения эти факторы имеют сложную визуальную подачу с центральной картиной и прочими связанными с ней сценами, которые, со своей стороны, описывают историю или явление». Ввиду формальности знакового языка, который предпочитает использовать художник, его заявление удивляет, несмотря на то, что он может объединить в визуальной зависимости две мифологические фигуры, например, льва и орла. 

Очевидно, что его образный язык происходит из фонда популярной культуры. Шаблонный характер подачи изображения, рисунка и использования цвета не вызывает сомнения. С другой стороны, он так расположил отдельные элементы этой ранней картины, как обычно рассказывали истории из жизни святых в своих произведениях средневековые художники, то есть, разделив работу на очевидные, отделенные друг от друга зоны, которые лишь иногда перекрываются по краям. В центре картины в круге изображены две головы льва. К ним на темно-зеленом фоне приближается орел с мощными крыльями. Возможно, представленные здесь знаменитые товарные знаки, осознанно основанные на мифологическом значении животных форм, должны воплощать мужество и силу. Мифология больше не объясняет явления мира, но помогает создать положительный имидж коммерческой продукции. Композицию венчают схематически трактованные красные и желтые лучи и два перфорированных круга в треугольниках; внизу на белом фоне представлены две звезды с надписями STAR. 

Вопреки фигуративности своих форм картина производит впечатление абстрактной. Она выполнена как конструктивный чертеж, однако изображенные объекты не подходят друг другу. Только способ их расположения, формальные удвоения и трактовка придают им эстетическую убедительность. В картине «Лев против орла» - заголовок, впрочем, искажает очевидное положение дел - в отличие от живописи до начала эпохи Возрождения, вниманию предлагается разновидность интегративной оптической модели повествования, содержательный размер которой основан не на цепочке образов, а на взаимном перекрывании разнородных впечатлений от картины.

назад к списку новостей »