03.09.2017

Питер Филлипс «Заказная живопись номер 5» (1965) 
Холст, масло, 172 х 300 см 
Частная коллекция 

Необычный формат картины говорит о том, что при ее создании художник стремился обратиться к принципам воздействия средств массовой информации. Используя похожие друг на друга и почти безразмерные экранные изображения, кино пыталось составить достойную конкуренцию быстро распространявшемуся телевидению и предотвратить собственный упадок. Словно сойдя с экрана кинотеатра, картина Филлипса предлагает зрителю множество разнородных визуальных впечатлений, а ее кружащиеся в вихре формы находят соответствие в шумном «звучании» киновпечатлений. 

Однако внешнее построение полотна определяют не параметры временной кинокартинки - английский художник последовательно выстраивает отдельные элементы на двумерной плоскости картины, законы которой и определяют убедительность полотна. Целостность прямоугольной поверхности, правда, нарушает кончик туфли на высоком каблуке, надетой на ногу полуобнаженной красотки, которая разместилась на картине диагонально. Эта же деталь одновременно подчеркивает и предметность картины. 

Взгляд девушки в стиле пин-ап скользит по зрителю так, как будто он проходит мимо. Наряду с ней на картине сгруппированы всевозможные предметы: шестеренки, решетка радиатора американского автомобиля, схематичный рисунок свечи зажигания. Здесь же представлены оранжевый восьмиугольник, волнистая красно-зеленая полоса, зигзагообразная линия и поставленный на угол квадрат с переливающимся шахматным полем. Все это собрано на неоднородном желтом фоне. Во всех мотивах переплетаются плоскостные и трехмерные элементы. Исключение составляет лишь девушка, тело которой целиком трактовано иллюзионистически объемно, в духе профессиональных художников. Голова и тело девушки - фотографически черно-белые, красивые ноги - бело-красные Сочетание мотивов и их подобное монтажу соединение напоминают об игровых окнах флиппера (электронного бильярда).

Тогда как контрасты дополнительных цветов - красного и зеленого, синего и оранжевого, синего и желтого - подражают вспышкам на заднем плане. Игра, секс, техника, товарные знаки общества потребления смешиваются в сумбурной картине. Во время повторного художественного обучения в Королевском колледже искусств в Лондоне Филлипс познакомился с Аленом Джоунсоном, с которым позднее ездил в США. а также с Боширом, Колфилдом и Хокни, вместе с которыми он основал третье, самое известное общество английского поп-арта.

назад к списку новостей »