03.09.2017

Роберт Раушенберг «Черный рынок» (1961) 
Холст, дерево, металл, масло. 152 х 127 см 
Музей Людвига, Кёльн 

К уличному указателю с надписью «One Wау» прикреплена веревка. Она связывает картину с темным деревянным ящиком на полу, на котором написано «ОРЕN». Живопись в равной степени является и частью жизни, и частью искусства, провозгласил Раушенберг, обозначив свое положение художника в промежутке между ними. Возможно, его позицию символизирует веревка. Она фактически и символически связывает разнородные объекты. На плоскости картины художник расположил повседневные предметы, создав напряженное эстетическое поле. Посередине он поместил горизонтально четыре блокнота с раскрашенными металлическими держателями. Они борются за внимание зрителя с уличным указателем, надпись на котором сообщает об улице с односторонним движением. Кроме того, на плоскости картины представлены фотография купола Капитолия в Вашингтоне, номерной знак автомобиля, а также разбросанные числа и буквы. 

На них накладываются спонтанно написанные живописные участки; они связывают объемные предметы и акцентируют на них внимание. Группу произведений, к которым относится работа «Черный рынок» художник удачно назвал Комбинированная живопись. Искусство, которое под эгидой Клемента Гринберга и абстрактной живописи обратилось к сферам возвышенного и абсолютного, он вновь приблизил к реальности, нарушив закостенелость эстетической теории авангарда. 

Уже тот факт, что его работы не являются ни чисто живописными полотнами, ни исключительно скульптурами, а своеобразно соединяют в себе обе эти дисциплины, проливает свет на художественную позицию художника. Раушенберг, друживший с композитором Джоном Кейджем и хореографом Мерсом Каннингемом и учившийся у Джозефа Алберса в колледже «Блэк Маунтейн», прежде чем сконцентрироваться на пространстве и плоскости, устраивал хепенинги и сам в них участвовал. Он причисляется к пионерам поп-арта. Хотя его творчество имеет прямое отношение ко многому из того, что подробно прорабатывал поп-арт, например к средствам связи и буквам, художник не ставил перед собой целей поп-арта. Раушенберг обращал внимание не на пленительные стороны городской цивилизации, а на использованное и отбракованное, на вещи, которые уже утратили свой блеск. Обыденному его картины придают новое патетическое значение, и в итоге имеют больше общего с абстрактным экспрессионизмом, нежели с поп-артом.

назад к списку новостей »