Темпераментного живописца Поля Гогена всегда влекли женщины.
На острове, где издревле сексуальная свобода была полной и безграничной, где солдаты и торговцы из Европы давали деньги за то, что «таитянки в своей родной деревне безвозмездно дарили любому неженатому мужчине», оставалось только ткнуть пальцем в подходящий «товар» и уплатить договорную цену.
Вечерами Поль отправлялся на туземный «бал» в столичном парке, где играл духовой оркестр. Вот описание, оставленное современником: «Всюду видишь группы островитянок в длинных белых платьях, с густыми распущенными черными волосами, темными глазами и зовущими чувственными губами. У каждой в черных волосах — великолепная белая гардения; они удобно устраиваются на циновках, обмахиваются веерами и курят длинные канакские сигареты. Чуть видимые в полутьме, которая так располагает к флирту и интимной беседе, они принимают комплименты, хвалу и шутливые реплики мужчин с восхитительным обаянием, присущим этим жительницам тропиков, таким пикантным, благодаря их безнравственности, невероятно смелому языку и необузданной жизнерадостности».
По словам французского писателя Дефонтена, «угодить на них невозможно, им всегда не хватает денег, как бы щедры вы ни были… Думать о завтрашнем дне и испытывать благодарность — и то, и другое одинаково чуждо таитянкам. Они живут лишь настоящим, о будущем не помышляют, прошлого не помнят. Самый нежный, самый преданный любовник забыт, едва ступил за порог, забыт буквально на следующий же день. Главное для них — опьянять себя песнями, танцами,алкоголем и любовью»…
На Таити Гоген нашел все, что можно желать - источник вдохновения и
натурщицами для картин Поля Гогена становятся молодые таитянки, которым едва исполнилось 13-14 лет.
На Техамане, художник женился по местному обряду в 1891 году, было всего тринадцать лет. Не помешало женитьбе и то, что Поль уже состоял в официальном браке с датчанкой Мэт-Софи Гад, родившей ему пятерых детей, которой в годы разлуки художник продолжал писать нежные письма.
В 1893, узнав о беременности Техаманы, Поль решил покинуть Таити, однако отправиться в в Копенгаген, где жена воспитывала детей, не спешил. Вместо этого художник приехал во Францию, где поселился с новой музой — бездомной полуиндианкой-полумалайкой четырнадцатилетней мулаткой Анной ла Джаванейз (Анна Яванская).
Она все время отвлекала его от работы, и не нравилась местным жителям. Однажды она начала задирать группу проходивших мимо нее детей. Возникла потасовка, которая перешла в драку, в ходе которой Гоген был избит до полусмерти подоспевшими местными жителями. Избивать его прекратили только тогда, кода он потерял сознание. Через некоторое время, когда Гоген еще не пришел полностью в себя, Анна покинула его навсегда,прихватив с собой из квартиры, где они жили, все ценные вещи, кроме его картин.
Вернувшись на Таити,он уже не смог вернуть Техаману, но узнав, что Гоген вернулся, приехала к нему. Посмотрев на изуродованное сифилисом тело, она поспешила вернуться к своему новому мужу, а Гоген пустился в разгул с местными женщинами.
После долгих поисков Гоген нашел в одной из соседних хижин новую непривередливую хорошенькую девушку, Пахуру. Ей было 14 лет. Их первый ребенок умер от врожденного сифилиса. Второй остался жить. В Эрмитаже есть картина "Материнство", где изображена Пахура, сидящая на корточках и кормящая грудью их сына.
Единственной его благодарностью барышням было увековеченное в истории имя, благодаря картинам, да и с этим счастьем повезло лишь некоторым. Например, Техамане, изображенной на полотнах «Предки Тхеманы», «Больше никогда», «Две таитянки» и Анне ла Джаванейз.
Умер Гоген от сердечного приступа - последствия сифилиса, его похороны не были многолюдными, а спустя несколько недель один из местных епископов в послании своему начальству в Париж написал:
«Единственным примечательным событием здесь была скоропостижная кончина недостойного человека по имени Гоген, который был известным художником, но врагом Господа и всего благопристойного». (с)
03.09.2017
назад к списку новостей »