03.09.2017

Аллан Д'арканджело «Дорожные полосы номер 13» (1965)
Холст, масло. 200 х 253 см 
Музей Людвига, Кёльн 

Расположенные на черном фоне в нижней части картины резко уменьшающиеся белые полосы стремятся к точке сближения. Одновременно эти полосы являются частями треугольника. На его вершине словно балансирует оставшаяся большая часть картины. Композиция и образный строй полотна соответствуют абстрактной работе. С другой стороны, название картины позволяет понять, что в ней был заложен эффект узнаваемости. В результате тонкая черная лента начинает читаться как улица, полосы - как пешеходный переход, большая ядовито зеленая поверхность - как луг, шесть одинаковых ромбов, удаленных друг от друга на одном и том же расстоянии, - как заграждение, а голубая лента вверху, той же ширины, что черная внизу, - как небо. Сопоставленная с условиями реальности, такая интерпретация, однако, вызывает раздражение. Перспективное схождение белых полос заманивает взгляд зрителя в глубину картины, который, как пешеход, спешит через улицу. Однако после этого перед ним вырастает практически непреодолимая зеленая стена, натыкаясь на которую зритель снова возвращается к переднему плану картины. 

В силу контрастности двух дополнительных цветов, красного и зеленого, кажется, что лишь красные геометрические фигуры в верхней трети зеленого поля прорывают зеленую стену. При этом не возникает четкой уверенности, что находится на переднем, а что на заднем плане. При их созерцании зеленое поле и красные фигуры постоянно меняют свое положение. В этой игре художник воплощает художественный принцип всей картины. Ее постоянное балансирование между пространством и площадью фактически соответствует ее промежуточному положению между абстрактной и реалистической живописью. Вместо «или - или» основным принципом полотна становится «как - так и». Д'Арканджело кажется ближе к Элсворту Келли и мастерам «живописи четких контуров», нежели к Лихтенштейну и Уорхолу. Кроме того, он также использует типичные средства поп-арта. Благодаря грандиозной, с одной стороны, а с другой -лаконичной, живописи, он заставляет зрителя перестать чувствовать землю под ногами. 

Такого же результата добивался Альфред Хичкок, когда он двигал камеру вперед и одновременно крутил в обратную сторону зум Д'Арканджело продолжил в своем творчестве великую традицию американской пейзажной живописи, хотя и рассматривал окружающий мир взглядом современного автомобилиста. Позже он также обратил внимание на оптические возможности, которые дает пассажиру воздушный транспорт.

назад к списку новостей »