01.09.2017

Джим Дайн «Двойной изометрический автопортрет(плед)» (1964) 
Холст, масло, дерево, металл. 145 х 215 см 
Музеи американского искусства Уитни, дар Хелен У. Бенджамин, Нью-Йорк 

Хотя картины, а точнее, его изобразительные объекты, экспонировались и экспонируются на всех важных выставках поп-арта, этот художник всегда относился к значению поп-арта скептически. Однако внешне кажется, что произведения Дайна (прежде всего, ранние) мало отличаются от картин Лихтенштейна и Уорхола. Кроме того, в творчестве Джима Дайна отчетливо читается неравнодушное отношение к царству повседневности, так же, как и удаленность от абстрактного экспрессионизма. Не менее очевидной является внутренняя отстраненность художника от популярной культуры. Во времена первых громких заявлений поп-арта одним из излюбленных объектов картин Дайна были предметы одежды. Всевозможные варианты брюк, шляп, курток, пальто населяют его холсты, и нередко последние выступают в качестве чистого фона для вывешенных перед ними предметов одежды. 

«Двойной изометрический автопортрет (плед)» на первый взгляд -двойное изображение схематически трактованного пальто. Более подробное изучение работы обнаруживает, что, пожалуй, речь идет о двух пальто, которые похожи друг на друга в своих контурах, деталях и длине. То, что изображения напоминают выкройку, не случайно, и было бы правильнее описать их как выкройки пальто для двух близких размеров. Тем более что представленные предметы одежды составлены как коллажи, из нескольких независимых элементов. Это подчеркивается также разной раскраской этих элементов. Так же, как художник составил образы пальто из четко очерченных неправильных по своей форме цветовых пятен, он представил оба крыла картины как единую мозаику, скомпонованную из различных по цвету и форме единиц. Вследствие этого при более длительном рассмотрении полотна различия в образах и фоне перестают быть заметными, как и границы пальто, которые пропадают в пользу абстрактных цветных форм. 

В каждой половине картины подвешены цепи. На уровне нижнего края работы цепи завершаются кольцом и круглой в сечении деревянной палочкой. Мир вещей в работах Дайна наполнен его личными оценками и намеками. В предметах одежды деятель искусства видит вторую кожу, второе «я». И наоборот, в одном из хепенингов (которые Дайн устраивал до начала карьеры художника) он использовал собственную кожу как основу для живописи. И все же художника более всего занимают основные художественные проблемы, в первую очередь проблемы оптического восприятия, напряженности между обозначенным и обозначаемым, мнимым и реальным.

назад к списку новостей »