Немецкий Леонардо да Винчи: Альбрехт Дюрер - художник, написавший самый ранний автопортрет
Имя Альбрехта Дюрера вот уже столько веков входит в пресловутую сотню самых гениальных людей в истории человечества. Он был великолепным мастером графики, непревзойденным живописцем своего времени, теоретиком искусства, а еще ученым, исследовавшим теории перспективы и геометрии, которые актуальны и на сегодняшний день. Портреты, принадлежащие кисти этого выдающегося художника, пользовались особой популярностью у знати и коронованных особ. Его называли немецким Леонардо да Винчи. Он так же был первый портретистом Позднего Средневековья, изобразившим себя в жанре автопортрета.
А начиналось все с того, что отец Альбрехта Дюрера - ювелир, видевший в младшем сыне своего продолжателя, начал приобщать его к делу. К 13 годам Альбрехт-старший уже доверял сыну рисовать эскизы ювелирных украшений, которые сам затем и изготавливал. У сына была уверенная рука, был хорошо развит глазомер и чувство пропорций.
Как то взяв серебряный карандаш ювелира, который нельзя было подправить, и глядя в зеркало, Альбрехр нарисовал свой портрет, что было достаточно сложно, так как нужно было постоянно переводить взгляд, то на бумагу, то на зеркало. При этом не меняя положения головы и выражения лица. А закончив, подписал в верхней части рисунка: «Я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году, когда я был еще ребенком. Альбрехт Дюрер». В те годы мальчуган даже не предполагал, что благодаря ему в европейском искусстве появится такой жанр как автопортрет.
«Это трогательное лицо с по-детски пухлыми щёчками и широко открытыми глазами, — описывает первый автопортрет Дюрера историк искусства Марсель Брион. — ... похожими на глаза хищной птицы, нос с горбинкой, похожий на клюв. В лице мальчика есть какая-то нерешительность и незавершённость, но нос и глаза свидетельствуют об исключительной индивидуальности автора, уверенного в себе, хозяина своей души и судьбы».
Автопортрет с остролистом
Это самый первый автопортрет из трех, написанных маслом. Первый хранится в Лувре, второй - в Прадо (Мадрид), третий - в Старой пинакотеке Мюнхена.
В позднем Средневековье роль мужчины и женщины в брачном союзе строго подчинялись общественным традициям. Традиционно браки детей устраивали их родители. Поэтому Альбрехт-старший, выбрав для сына жену, просит в письме сына вернуться домой из Италии для того, чтобы заключить помолвку. По этому случаю молодой художник пишет свой автопортрет маслом и отправляет в Нюнберг, чтобы невеста по достоинству могла оценить завидного жениха. Их обвенчали когда Альбрехту исполнилось двадцать три года, невесте - девятнадцать.
Автопортрет «Дюрер великолепный»
«Это я писал с самого себя. Мне было 26 лет. Альбрехт Дюрер.»
К 26 годам он не только возмужал, но и стал знаменит и востребован. Этот автопортрет "своего рода декларация, что Дюрер больше не ремесленник, а художник, а значит, божий избранник." В те годы в Германии, в отличие от Италии, художников продолжали еще считать ремесленниками.
«Автопортрет в шубе»
На этом холсте мастер изобразил себя фронтально - так принято было писать только святых. Прозрачный «взгляд в вечность», красота облика и жест руки подобен жесту благословения полностью уподобляет его Христу. Осознанное изображение себя в образе Иисуса на первый взгляд современному зрителю кажется дерзостью, но в те времена Альбрехт, будучи глубоко верующим и богопослушным, считал иначе. Один из современников писал о нем: «За всю его жизнь не известно ни одного поступка, который бы заслуживал порицания или хотя бы снисхождения. Он был безупречен вполне».
Дюрер обнажённый
«Природа наделила его телом, выдающимся своей стройностью и осанкой и вполне соответствующим в нём благородному духу… Он имел выразительное лицо, сверкающие глаза, нос благородной формы, … довольно длинную шею, очень широкую грудь, подтянутый живот, мускулистые бедра, крепкие и стройные голени...»
Это изображение было беспрецедентным и шокирующим для Германии Позднего Средневековья, где не принято было позировать обнаженными. Поэтому Дюрер, двигаемый интересом естествоиспытателя, изобразил обнаженным собственное тело.
Автопортрет Дюрера как «мужа скорбей»
На этом позднем графическом автопортрете органично соединены две установки более ранних работ: использование своего обнажённого тела и в некоторой степени отождествление себя с образом Христа. Здесь художнику 51 год, он немного болен, но все еще в форме. Более "старым" он себя никогда больше не изображал.
Дюрер с любопытством наблюдал за возрастными изменениями внешнего облика окружающих, но сам очень боялся смерти и старости. Он знал, что весьма привлекателен, поэтому тщательно заботился о своей внешности, что видно по его автопортретам. А еще он имел склонность к меланхолии, которая мешала временами ему работать. По записям в его дневнике можно судить, что он был болезненным, дотошным и скрупулезным, почти занудой.
К 55 годам Дюрер тяжело заболел. Предположительно у него была опухоль поджелудочной железы. О чем свидетельствует набросок его фигуры для письменной консультации у доктора.
Дюрер умер в 57-летнем возрасте. Похоронен был как нюрнбергский ремесленник - без почестей. Но вскоре был подвергнут эксгумации, на которой настояли почитатели его творчества, для того, что бы снять посмертную маску. А волнистые локоны Дюрера обрежут и разберут на память.
Семья Альбрехта Дюрера в портретах
Барбара Дюрер - мать художника, ожидающая семнадцатого ребенка. На портрете ей тридцать девять, а сыну художнику в то время было только восемнадцать.
Альбрехт-младший, названный в честь отца, был третьим ребенком по счету из восемнадцати детей в семье Дюреров. Выжило из них - восемь, а дожило до зрелого возраста трое сыновей.
А этот портрет Барбары написан за два месяца до смерти, ей едва исполнилось 63 года. Она пережила своего мужа на 12 лет.
Альбрехт-старший - "золотых дел мастер", был венгром, преселившимся когда-то в Нюнберг в Германию. Свою венгерскую фамилию, происходящую от слова "дверь" он дословно перевел на немецкий - Thürer, которая позже преобразовалась в Dürer.
Отец мечтал, что сын пойдет по его стопам и станет ювелиром. Но этому не суждено было сбыться. Сын стал знаменитым художником. Судя по количеству детей, рождаемых Барбарой почти ежегодно, Альбрехт-старший обладал незаурядным мужским темпераментом, и прожил довольно долгую на то время жизнь - 75 лет.
И как насмешка судьбы над плодовитым отцом - ему не суждено было стать дедом. Ни один из его сыновей не имел потомства. Род Дюреров прервался.
Эндрюс Дюрер - четырнадцатый ребенок в семье, унаследовавший профессию отца. Он прожил дольше всех братьев - до семидесяти одного года.
Ганс Дюрер - семнадцатый ребенок в семье, как и брат стал художником и гравером. Служил придворным живописцем при короле Сигизмунде I. Умер в Кракове в возрасте сорока восьми лет.
Брак с Агнес Фрей, дочерью богатого купца и механика, был браком по расчету. Альбрехт Дюрер-старший надеялся на большие возможности этого союза: с Агнес должно было прийти сыну не только приданое, но и прочное положение в обществе.
Отношения между супругами были более чем сдержанные, виделись они не так часто: за обедом или за ужином в столовой, если муж не уходил в таверну. Особенностью брака Дюреров была их бездетность, которая рассматривалась обществом как кара небес.
Из за базедовой болезни внешность Агнес вряд ли можно было назвать привлекательной. И Дюрер откровенно ей изменял.
Друг Альбрехта - Виллибальд Пиркхаймер, хоть и был гуманистом, после смерти художника не скупился в письмах на проклятия в адрес вдовы Дюрера: "... и скаредина, и вредная баба, и в могилу художника раньше времени загнала, заставляя его, больного, работать, чтобы выжать лишнюю копейку."
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/200817/35678/