01.09.2017

Аллан Д'арканджело «Американское шоссе 1, № 5» (1962) 
Холст, полимерные краски. 177,6 х 207 см 
Музеи современного искусства, дар мистера и миссис Герберт-Фишбахов, Нью-Йорк 

Ничто за всю мировую историю, за исключением падений метеоритов и долгих ледниковых периодов, повлекших за собой сдвиги земной коры, не изменило так сильно земной ландшафт, как автомобиль. Не промышленность, не железные дороги и не самолеты. Но. в отличие от железных дорог и самолетов, автомобиль - это больше, чем просто важный фактор современной цивилизации и сильный двигатель экономики. Он является еще и символом индивидуальной свободы, свободы передвигаться без физического напряжения. Чтобы позволить это, земной шар был охвачен плотной сетью связанных друг с другом дорог. Машина мобилизовала массы, и в результате крупный город вырос в необозримый и неуправляемый мегаполис, с неизбежными пробками и снующими машинами. Вокруг автомобиля сложилась самостоятельная культура со специфической системой знаков и особенным поведенческим кодексом: культура движения. 

Аллан д'Арканджело, художник, связь которого с поп-артом довольно относительна, сделал психологический аспект этой культуры предметом своих картин, посвятив ему серии выразительных работ. В крупноформатных картинах пейзаж представлен так, как его воспринимает быстро едущий на машине шофер Геологические, географические и культурные различия мелькающего за окном автомобиля пейзажа в восприятии человека за рулем обычно сжимаются до нескольких случайно замеченных деталях: например, прямой бесконечной ленты улицы, меняющемуся светофору, знакам из языка межнационального общения и небу на горизонте. В соответствии с этим художник ограничивает изображение пейзажа элементарными формами и несколькими контрастными красками, то есть данными, которые фиксирует взгляд шофера. 

Единственный из художников поп-арта, д'Арканджело отказывается от роли беспристрастного наблюдателя. Композиция картины "Американское шоссе 1, номер 5" одной из пяти картин серии, отличающейся резкой перспективой, буквально затягивающей взгляд зрителя, перенося его к верхнему краю изображения, связывает восприятие полотна с физическим чувством. Она мобилизует взгляд и перемещает его по стремительно сокращающейся улице от безликого переднего плана к светящейся рекламе и появляющемуся за ней дорожному знаку. Живописная поверхность превращается в виртуальный киноэкран с мнимой движущейся картинкой, которая словно была снята быстро перемещающейся камерой. Ровные цветовые поля и простая композиция полностью противоположны эмоциональному воздействию картины. Сами по себе сгущающиеся сумерки не вызывают никаких романтических чувств, Картина как таковая является также символом безграничного потенциала американской мечты, снова и снова воспевавшейся в литературе, фотографии и, прежде всего, в кино.

назад к списку новостей »