27.08.2017

Рене Магритт – бельгиец, принадлежащий кругу дадаистов и сюрреалистов, один из самых узнаваемых художников 20 века. Образы его полотен неоднократно тиражировались в рекламе и печатных изданиях. В своих работах художник предвосхитил появление поп-арта и концептуализма в искусстве.

«В детстве казалось, что нет ничего невозможного. Казалось, что с помощью мысли можно воплотить любую мечту – передвигать предметы, видеть будущее и даже летать. И не полетел я только потому, что недостаточно старался. Недостаточно сосредоточился. Вот и тогда, когда мать вытащили из реки, я подумал, что зря все плачут, ведь мне осталось совсем немного потренироваться, и я силой мысли верну ее к жизни. Обязательно верну».

Что такое жизнь и что такое смерть? Что такое человек и что такое искусство? Человечество посвятило этим вопросам много трудов, и каждый философ давал свой ответ, но не один из них не удовлетворил Магритта. Картина художника – это вопросы и ответы, это мысли, зависшие в пространстве, это дверь в потусторонний мир.

Рене Франсуа Гислен Магритт родился в конце девятнадцатого века, 21 ноября 1898 года, во франкоговорящей части Бельгии в семье коммерсанта. Позже у Рене появилось два младших брата, Раймонд и Поль. Жизнь их складывалась по-детски безмятежно и радостно. Родители оберегали сыновей от насущных проблем.

Рене было всего 14 лет, когда одним прекрасным утром он вместе с братьями вышел к завтраку, но мамы на кухне не оказалось. Не было ее и в комнате, и у соседей - она исчезла. Поиски были хаотичными. Никто не знал, куда она могла уйти среди ночи. Младшие тоже продолжали искать мать, не веря, что с ней могло произойти что-то серьезное. Но вот раздались чьи-то крики и все устремились на берег реки. Рене увидел безжизненное тело матери, которое мужчины доставали из воды. Она утопилась. Взрослые кинулись утешать мальчика. Они понимали – с потерей матери детство его кончилось. Образ утопленницы на всю жизнь остался в его памяти, но не как страшное видение смерти, а как загадка, которую ему предстояло отгадать. Много лет спустя художник напишет серию картин "Женщины-русалки". Возможно, в этих работах и таится ответ на вопрос, почему погибла его мать.
«Я назвал ее русалка наоборот. Тело ее наделено всеми женскими атрибутами, а вот голова как у немой, слепой и глухой рыбы. У этой русалки есть только плотское начало. Ее деградировали до предмета сексуального желания. Лишили души и воли».

После смерти жены отец Магритта, чтобы унять свою печаль, увлекся амурными похождениями. А Рене находил утешение в своем вымышленном мире, куда он погружался, благодаря своей фантазии. Он придумывал невероятные сказки и игры для своих младших братьев в надежде, что жестокий мир реальности отступит. Но брат Раймонд был не похож на Рене: он презирал его за поэтический склад ума, считал психом. Это презрение с возрастом только усугубилось, и братья расстались. Куда девалось безмятежное гармоничное существование?

Магритт быстро взрослел, хотя и сопротивлялся этому изо всех сил. Он хотел сохранить детский взгляд на мир, сохранить веру в чудеса. И иногда ему это удавалось. Однажды Рене отправился с друзьями на ярмарку. В сумерках города аттракционы, фейерверки, фокусники и шарманщики сливались в одно целое. И вдруг посреди этого хаоса Магритт увидел девушку. Она была одна, и казалась отстраненной от общего шума и веселья. Юноша пошел к ней навстречу, и девушка, как ни странно, не растворилась. К его счастью она была совсем-совсем реальной, и звали ее Жоржетта Бергер. Это была любовь с первого взгляда.

Они часто гуляли по старому заброшенному кладбищу, приподнимали железную решетку и спускались под своды склепа. Однажды выйдя из тьмы на свет божий, они увидели художника. Он писал аллею кладбища. Магритт никогда не видел, как работает художник. Рене и Жоржетта стояли за спиной у чудотворца и не могли оторвать глаз от белого холста, который от прикосновения кисти проявлял скрытый в нем мир. Искусство художника казалось им волшебным, а сам он существом, наделенным силой свыше.

Но вот прошло лето. Рене было 15, Жоржетте – 13. Несмотря на их взаимную привязанность, они были слишком юны, чтобы решать сами за себя. И когда летние каникулы кончились, родители решили разлучить влюбленных.

Разлука с Жоржеттой стала для молодого Магритта настоящим ударом. Переполненный новыми чувствами, Рене делает первые рисунки. А на следующий год уже твердо решает стать художником. Он переезжает в Брюссель и поступает в Академию изящных искусств. Его окружают самые интересные люди того времени, и Рене впитывает в себя все новое. Он восхищен живописью, околдован. Рамки мира раздвинулись, перед ним открывается бесконечное изломанное пространство зазеркалья. Наконец, молодой человек может дать выход своим фантазиям, грезам и даже превратить свои детские игры в профессию, в дело своей жизни.

Магритт не принадлежал к числу художников, которые легко расставались со своей свободой ради признания. У него была иная точка зрения на мир. Чем дальше от общепринятого были его картины, тем больше он наслаждался.

Но вот учеба окончена, и пора зарабатывать самому на хлеб. Одно дело рассуждать об искусстве в парниковых условиях академии, не заботясь о деньгах, совсем другое – пробивать себе дорогу в реальном мире. Молодой художник пытается найти себе применение, и устраивается художником плакатов и рекламы на фабрику бумажной продукции, где он проработает до 1926 года, когда контракт с брюссельской галереей Сенто позволил ему полностью посвятить себя живописи.

Однажды, выйдя с работы, Рене решает прогуляться. День стоит мрачный, облачный, накрапывает дождь. Под гнетом собственных мыслей художник плетется в сторону Ботанического сада, и вдруг он видит знакомый силуэт. Женская фигурка словно возникла из загустевшего тумана. Сердце художника начинает неистово биться. Не веря своим глазам, Рене идет навстречу ей и видит Жоржетту. Это была удивительная встреча, чистая случайность, может быть промысел. Они решили больше не терять друг друга. Жоржетта стала не только женой, но и музой. Ей суждено было вдохновить одного из самых гениальных художников эпохи.

Для четы Магриттов началась тихая семейная жизнь. Рене был неисправимым домоседом, человеком замкнутым, меланхоличным. Больше всего он не любил шумного общества. Однажды Жоржетта уговорила мужа съездить с друзьями в Голландию на выставку популярного художника. Но перед самым входом в музей Рене вдруг объявил: "Моя собака Лулу не желает смотреть эту выставку. Мы с ней подождем вас в кафе, попивая яичный ликер".

Магритт был не похож на других художников и в быту, и в искусстве. У него не было своей мастерской и вообще не было конкретного места, где бы он работал. Основной творческий процесс Магритт переживал еще задолго до того, как подойти к мольберту. Когда философская концепция картины была найдена, художник не видел необходимости продолжать работу. Многие его картины так и остались в его голове, а не на холсте.
Рене не только писал картины, он печатал свои теоретические труды в журналах, сотрудничал с неистовыми экспериментаторами-дадаистами, и, наконец, решился на смелый поступок – уволился с фабрики обоев. А через год наступил долгожданный момент - его первая персональная выставка в Брюсселе. Но критики признали выставку неудачной. Расстроенные Рене и Жоржетта отправились в Париж. Они знали, что Париж – это столица авангарда, и были уверен, что уж там-то они найдут единомышленников.

Во Франции дела художника складываются более удачно. Он знакомится с Андре Бретоном, идеологом сюрреалистического движения и вступает в его кружок. Главной темой сюрреалистов была тема смерти и сновидений. Рене кажется, что он вытянул счастливый билет: возможно, именно здесь ему помогут приоткрыть завесу тайны потустороннего мира.
Но Магритт слишком самобытен, чтобы слушать кого-то другого. И вот начинаются его первые разногласия с коллегами и наставниками. Главный теоретик сюрреализма Андре Бретон, по профессии врач-психиатр, придавал психоанализу Фрейда решающее значение. Он стремился применить в искусстве те же методы, что и в лечении психических расстройств. Но при таком понимании картины становились похожими на болезнь, а смысл искусства сводился к лечебному фактору. Это вызывало негодование Магритта. Однажды Рене с женой и Полем Элюаром отправился в гости к Бретону. Элюар увидел на шее Жоржетты крестик и посоветовал ей снять его - этот предмет носит несюрреалистический характер и может оскорбить Бретона. Жоржетта не послушалась, и вечеринка закончилась скандалом. Магритт выходит из кружка и запрещает именовать себя сюрреалистом.

Выставки бельгийского художника идут с большим успехом по всему миру. Он широко известен в Нью-Йорке, в Лондоне, даже сюрреалисты вынуждены признать его победу. Макс Эрнст говорил: "Магритт не спит, не бодрствует, он освещает, завоевывает мир мечтаний". Несмотря на славу и признания, Магритт продолжал свои поиски в течение многих лет. Задавая себе все новые и более сложные вопросы, он тренировал свою философскую мысль и, как ему казалось, был все ближе к заветной цели, преодолению невозможного с помощью живописи.

В 1938 году художник создает неожиданную, шокирующую картину. "Грядущее". На полотне – торжество смерти над жизнью, абсолютный конец всего, пустыня. Ни единого живого существа, даже травы. Палящее неумолимое солнце и одинокая могила без надписи. Когда Магритт показал работу Жоржетте, она нащупала на груди крестик и выбежала из комнаты. Это полотно – своего рода победа смерти над жизнью, сильно испугало ее. Рене словно выкинул, перечеркнул все годы творчества философского поиска, предал им же созданный мир. Ему казалось, что он в тупике, но картине "Грядущее" не было суждено стать финальной точкой в творчестве Магритта.

В 1940 году началась немецкая оккупация. Идет война, и смерть подкрадывается так близко, что у художника перехватывает дух. Смерть, которая гуляет по Европе, гораздо страшнее той, которую он воображал с детства. Ни мать-утопленница, ни самые смелые его картины - ничто не может сравниться с ужасами войны. Магритт жаждет проникнуть в суть вещей, а сделать он это может единственным ему доступным способом. Он вновь берется за кисти и краски.
Однажды утром Жоржетта обнаружила Рене перед мольбертом - он проработал всю ночь как одержимый. Жоржетта взглянула на холст. На фоне яркого солнца парил голубь мира с букетом цветов вместо хвоста. Магритт мечтал о силе, которая положила бы конец войне. Так начинался новый этап в творчестве Магритта, период яркого солнца.

Но когда война кончилась, ему стало неинтересно создавать жизнеутверждающие образы. В мирное время в них отпала необходимость. Всю оставшуюся жизнь художник проведет в мучительном поиске сути вещей. Его стремление постичь окружающий мир делает из него редкого, уникального художника – художника-философа.

Магритт умер 15 августа 1967 года в возрасте 69 лет, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины "Империя света". Она навсегда осталась в их комнате на мольберте. Жоржетта говорила, обращаясь к мужу: "В одном ты ошибался – в конечности собственной жизни, в победе смерти надо всем. Ты остался жив не только для меня, но и для всех тех, кто смотрит на твои картины: ведь в них весь ты. Я смотрю на них и разговариваю с тобой, и спорю, как всегда. Ты все-таки сделал то, о чем мечтал. Ты проник в зазеркалье, но остался. Ты победил смерть"

назад к списку новостей »