Три самых интересных портрета на Sotheby’s и Christie’s
July 10, 2017На прошедшей неделе «звёздами» распродаж произведений старых мастеров, которые провели два ведущих мировых аукционных дома Sotheby’s и Christie’s, стали пейзаж Уильяма Тёрнера и ведута Франческо Гварди. Однако на торгах были проданы другие интересные картины, которые остались в тени лидеров. Представляем три работы — Яна Сандерса ван Хемессена, Антониса ван Дейка и Рембрандта Харменса ван Рейна — с любопытной историей.
Ян Сандерс ван Хемессен, «Портрет Элизабет, шутовки при дворе Анны Венгерской»
Аукционный дом: Sotheby’s
Эстимейт: £400 — 600 тыс. ($517 — 775 тыс.)
Продан: £2,17 млн. ($2,8 млн.)
Изображение пожилой женщины в странном одеянии неожиданно стало предметом интереса коллекционеров. В результате их битвы окончательная цена картины превысила предварительную оценку в четыре раза. Это несколько странно, ведь описание изобилует словами «вероятно» и «предположительно».
Этот интригующий и очень необычный портрет XVI века, вероятно,представляет Элизабет, шутовку при дворе Анны Венгерской — жены Фердинанда I, эрцгерцога Австрии и затем императора Священной Римской империи. Личность с определённой долей вероятности была установлена по изображению «Глупая Эльс» из коллекции Музея истории искусств в Вене. Несмотря на бросающиеся в глаза различия, на обоих портретах есть сходство. В частности, странный атрибут из колец, нанизанных на шнурок вокруг шеи. Возможно,он предназначался для исполнения какого-то фокуса.
Неизвестный художник, «Глупая Эльс». Музей истории искусств, ВенаАтрибуция картины была предметом многолетних споров. Анализ годичных колец на дубовых досках показал, что деревья были спилены на восточном побережье Балтийского моря в 1507 году. В 1882-м на выставке в британской Королевской академии работу приписали Лукасу Крахану, позже — его школе. Другим предположительным автором был фламандец Квентин Массейс, известный своим пристрастием к безобразным лицам (яркий пример — гротескная «Уродливая герцогиня» из Национальной галереи в Лондоне). Теперь наиболее убедительной признана версия о принадлежности портрета молодому Ян Сандерсу ван Хемессену, который в ранние годы находился под сильным влиянием Массейса.
Уродливая герцогиняКвентин Массейс
1513, 62.4×45.5 см
Даты и места рождения и смерти Глупой Эльс неизвестны. Предполагают, что она происходила из народа саамы (лопь) на дальнем севере Европы. Письмо в руке указывает, что женщина, скорее всего, умела читать. В опубликованных архивах дома Габсбургов ещё не обнаружено ссылок на Элизабет,и единственное подтверждение её существования — этот прижизненный портрет (второй, из Вены, сделан по памяти). В мире известно лишь о двух средневековых изображениях женщин-шутов. Ещё одно — Дура-Джейн (Jane The Foole), служившая английскому королю Генриху VIII, его жёнам Анне Болейн и Екатерине Парр, а также дочери Марии I.
фрагмент семейного портрета короля Генриха VIII из британского Королевского собрания; изображение шутовки ДжейнАнтонис ван Дейк, «Портрет гравёра Жана-Бастиста Барбе»
Аукционный дом: Sotheby’s
Эстимейт: £200 — 300 тыс. ($258,5 — 388 тыс.)
Продан: £1,6 млн ($2,1 млн.)
Окончательная стоимость этого неброского портрета почти в 5,5 раз превзошла самые смелые прогнозы оценщиков. Гризайль входит в серию «Иконографий» — набора картин и рисунков, предназначенных для перевода в офорты. Антонис ван Дейк создавал их с начала 1630-х и до своей смерти в 1641 году. Вероятнее всего, живописец хотел прославить знаменитых современников — художников, печатников, скульпторов — и поднять их статус как людей благородных профессий. Монохромная техника гризайли намного лучше подходит для перевода в гравюру, чем полноцветная картина.
Портрет гравёра Жана-Батиста БарбеАнтонис ван Дейк
Начало XVII века, 23.6×16.5 см
Жан-Батист Барбе (1578 — 1649) был гравёром и издателем из Антверпена. В 1606 году он встретил в Италии Рубенса, для которого впоследствии перевёл в офорты множество картин. Художник Ян Эразм Квеллинус отмечал, что у Барбе «было очень уродливое лицо». Но изящные черты на портрете Ван Дейка полностью опровергают эти слова.
Рембрандт Харменс ван Рейн (?), «Портрет бородатого старика»
Аукционный дом: Christie’s
Эстимейт: по запросу
Продан: £2,1 млн ($2,71 млн.)
Эта работа была задокументирована в середине XVIII века, но исчезла с поля зрения публики в 1930-х годах. Её вновь обнаружил в американской частной коллекции куратор вашингтонской Национальной галереи искусств Артур Уилок в 2010 году. Анализ цветовой палитры, живописной техники, пигментов и грунта указал, что это одно из поздних произведений Рембрандта. Однако разногласия в учёном мире по поводу окончательной атрибуции всё же сохраняются,поэтому в каталоге Christie’s портрет значится как «приписанный» голландцу.
Портрет бородатого старикаРембрандт Харменс ван Рейн
1661, 70.2×58.7 см
На изображении есть нечёткая дата «166 […]". Последняя цифра — либо 7, либо, как считает Уилок и некоторые его коллеги, — 1. Последнюю версию подтверждает сравнение с автопортретом Рембрандта 1660 года из Метрополитен-музея в Нью-Йорке.
АвтопортретРембрандт Харменс ван Рейн
1660, 80.3×67.3 см
Личность пожилого человека также неизвестна. Его положение и формат картины свидетельствуют против того, что это официальный портрет. Тяжёлый меховой плащ, прихваченный сложной металлической застёжкой с двумя жемчужинками, — обычный для Рембрандта троп, указывающий на персонаж из Библии или древней истории. Скорее всего, старика следует рассматривать не как реального человека, а как аллегорическую, историческую или духовную фигуру.
Несмотря на все оговорки, описание «Портрета бородатого старика» в предпродажном каталоге убедило неизвестного покупателя выложить за картину 2,1 млн фунтов стерлингов.
По материалам официальных сайтов аукционных домов Sotheby’s и Christie’s