ВОЗЛЮБЛЕННАЯ ПАБЛО ПИКАССО - ФРАНСУАЗА ЖИЛО
Единственной непреходящей страстью в жизни Пикассо было искусство, а в отношениях с женщинами он всегда проявлял непостоянство. Связь с Пикассо калечила судьбы многих из них, некоторые сходили с ума или кончали с собой. История Франсуазы Жило уникальна: после 10 лет, прожитых с Пикассо, она ушла от него и прожило долгую, полную событиями жизни.
«Я познакомилась с Пикассо в мае 1943 года, во время немецкой оккупации. Мне исполнился двадцать один год, и я уже сознавала, что живопись — мое призвание», – так начинается книга «Моя жизнь с Пикассо», воспоминания Франсуазы Жило. На момент их первой встречи Пикассо было 62 года. Разница в возрасте и независимый характер Франсуазы определили специфику их взаимоотношений: сперва она была его поклонницей и ученицей, любовниками они стали только полгода спустя.
Для воплощения образа Франсуазы Пабло обращается к литографии, в 1945-46 годах он делает серию ее портретов в этой технике. Широко распахнутые, немного асимметрично посаженные глаза, тонкий нос, маленький рот исполнены простыми, смелыми линиями.
Со временем в его работах становится все больше нежности и лиризма. В процессе работы над очередным портретом Жило художник изменяет изначальную задумку, тело женщины превращается в стебель, покрытый округлыми плодами и листьями – это картина «Женщина-цветок» 1946 г.
Пабло и Франсуаза долгое время жили на побережье – в творчестве Пикассо усилилась здоровая языческая радость. На литографиях и карандашных портретах лицо женщины будто светится, волосы подобны солнечным лучам. Крупнейшее полотно этого периода – «Радость жизни» – пропитано солнцем и запахом моря. В центре композиции в окружении танцующих мифических персонажей – женская фигура с тонкой талией, высокой грудью и вихрем волос – это Франсуаза.
Франсуаза подарила Пикассо двух детей. Сына Клода и дочь Палому.
Он часто изображает Франсуазу с детьми, декоративность этих картин подчеркивает атмосферу уюта, семейной идиллии.
Но, как писала Жило, Пикассо был неспособен долго любить одну и ту же женщину. Однажды Франсуаза застала Пабло в постели с его прежней любовницей – Дорой Маар.
Позже, придя в себя, она с удивлением осознала, что впервые увидела возраст Пабло – это был старик, но с поведением ветреного юноши. Франсуаза решила уйти, не дожидаясь участи быть брошенной, участи других возлюбленных Пикассо. И Пабло не смог удержать ее, как ни старался.
Многому научившись у великого мастера, она продолжала развиваться как художник. Со временем она выработала собственную манеру и стала известной.
Франсуаза изучала философию в Париже, в Кембридже – английскую литературу – это помогло ей на литературном поприще.
Ее воспоминания были опубликованы вопреки желанию Пикассо – некоторые моменты книги описывают его неприглядные поступки и тяжелый характер. В год выхода книги – 1964 – было продано более миллиона копий.
После связи с Пикассо Франсуаза дважды была замужем, оба раза – за талантливыми, известными людьми. Ее Дети от Пабло после его смерти унаследовали фамилию Пикассо и часть его огромного состояния. Клод стал популярным фотохудожником, Палома – модельером.