27.02.2017

Картина-ребус Рене Магритта «Влюбленные»: символы и смыслы


Рене Магритт. Влюбленные, 1928 | Фото: artchive.ru

Рене Магритт. Влюбленные, 1928 | Фото: artchive.ru

Сюрреалистические полотна бельгийского художника Рене Магритта всегда вызывали множество споров, так как изображенные на них символы не позволяют дать однозначное объяснение их смысла. Картина «Влюбленные» (или «Любовники»), так же, как и большинство других работ художника, воспринимается как своеобразный ребус, требующий разгадки. Эта картина породила огромное количество интерпретаций, каждая из которых имеет право на жизнь.

 

Современная интерпретация *Влюбленных* Рене Магритта | Фото: surfingbird.com

 

Современная интерпретация *Влюбленных* Рене Магритта | Фото: surfingbird.com


Неизбежная ассоциация, возникающая при первом взгляде на полотно, – поговорка «любовь слепа», к которой отсылает и название картины, и закрытые лица влюбленных. Но вряд ли значение изображенного исчерпывается таким банальным, лежащим на поверхности смыслом. Магритт не только закрыл глаза влюбленным – он обмотал тканью их головы, что заставляет вспомнить еще одну метафору – «потерять голову от любви». Это порождает новые ассоциации: любовь не просто слепа, она лишает человека способности трезво мыслить. Влюбленные не только не замечают окружающий мир, но и не видят друг друга. Они полностью поглощены самой страстью, а не друг другом, поэтому лишены способности видеть и слышать что-то, кроме этой страсти. Поэтому даже в такие моменты они не могут преодолеть отчуждение. Отсюда интерпретация картины как приговора человеческим чувствам.

Современная интерпретация *Влюбленных* Рене Магритта | Фото: surfingbird.com

 

Современная интерпретация *Влюбленных* Рене Магритта | Фото: surfingbird.com


Поцелуй через покрывало наталкивает критиков и на мысль о том, что это, возможно, – ненастоящая любовь, не позволяющая людям прикоснуться друг к другу. Не любовь, а некий суррогат, иллюзия любви. Такую версию опровергают другие интерпретаторы, утверждающие, что Магритт изобразил самодостаточную любовь. Влюбленные не нуждаются в зрительном контакте – так как чувствуют друг друга даже тогда, когда не видят. То есть следующая версия: истинные чувства не знают никаких материальных преград.

Рене Магритт. Влюбленные, 1928 | Фото: artchive.ru

 

Рене Магритт. Влюбленные, 1928 | Фото: artchive.ru


По мнению некоторых исследователей, ключ к пониманию «Влюбленных» дает вторая версия картины Магритта с таким же названием. На ней двое с закрытыми тканью лицами изображены не в момент поцелуя, а как будто после него. Здесь нет страсти – только умиротворение и нежность. Возможно, это апофеоз любви, и скрытый смысл состоит в том, что у человека в такие моменты открывается внутреннее зрение, которое позволяет ему увидеть и почувствовать мир по-новому. И никакие препятствия не помешают наслаждаться подлинной красотой этого мира.

Рене Магритт. Изобретение жизни, 1928 | Фото: artchive.ru

 

Рене Магритт. Изобретение жизни, 1928 | Фото: artchive.ru


Наконец, историко-биографический подход дает возможность увидеть в этой картине еще один скрытый смысл. Рене Магритт неоднократно изображал людей с лицами, обмотанными тканью. Некоторые исследователи уверены в том, что это объясняется трагедией, которую художнику довелось пережить в 14 лет. Его мать покончила с собой, утопившись в реке. Однажды ночью она вышла из дома в одной сорочке и исчезла. А через несколько дней ее тело обнаружили в реке. Подол сорочки был обмотан вокруг головы. Художник избегал разговоров на эту тему даже с собственной женой и утверждал, что критики переоценивают влияние этого факта на его творчество, но неоднократно повторяющийся мотив «голова, обмотанная тканью» заставляет судить об обратном.

Рене Магритт. Суть дела, 1928. Фрагмент | Фото: gamestudies.ru

 

Рене Магритт. Суть дела, 1928. Фрагмент | Фото: gamestudies.ru


Биографы обращают внимание и на другой факт: Рене Магритт был страстным поклонником кинематографа, и фильмы о Фантомасе 1913-1914 гг. произвели на него большое впечатление, породив в нем интерес к играм в прятки. Отсюда и самый неожиданный вариант интерпретации: «Влюбленные» появились под влиянием фильмов о Фантомасе! Сложно сказать, насколько такая версия вероятна: картина была написана в 1928 г., и непосредственные впечатления от фильмов вряд ли в это время все еще были актуальными для художника.

Обложка дебютного альбома британской группы *Funeral For a Friend*, 2003 | Фото: ria.ru

 

Обложка дебютного альбома британской группы *Funeral For a Friend*, 2003 | Фото: ria.ru

 

Современная интерпретация *Влюбленных* Рене Магритта | Фото: surfingbird.com

 

Современная интерпретация *Влюбленных* Рене Магритта | Фото: surfingbird.com


Рене Магритт часто сам комментировал свои произведения, но эту картину он оставил без объяснений, предоставив право зрителям самостоятельно делать выводы о сути изображенного сюжета. Поэтому его картины часто называют ребусами, заставляющими задуматься о скрытых смыслах. Множество интерпретаций порождают и другие произведения художника. 

Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/200217/33539/

назад к списку новостей »