Берта Моризо и братья Мане: любовь на фоне импрессионизма
Мир искусства - особый мир, в котором чувства обострены, эмоции хлещут через край, а человек часто оказывается перед выбором, он которого зависит не только его судьба, но и его творческая карьера. Талантливой художнице Берта Моризо приходилось непросто - ведь в XIX веке никто не воспринимал всерьёз женщину-художницу. Но её повезло - в её жизни появились сразу братья Мане.
Неблагоприятное время
Берта Моризо
Во времена, когда слова «женщина» и «талант» для общества не пересекались, усердно работала изо дня в день одна из самых знаменитых сегодня художниц - Берта Моризо. Картины ее тогда не продавались. Несмотря на это, она отчаянно отдавалась своему любимому занятию, изображая нежные, гармоничные сцены домашнего уюта, материнства, портреты женщин, приводящих себя в порядок у зеркала. Конечно, на ее становление, как художницы повлиял муж Эжен Мане. Но до того, как она стала его женой, другой живописец – родственник Эжена, заметил работу талантливой девушки «Вид Парижа с холма Трокадеро», и с этого началась одна из самых загадочных романтических историй двух творцов.
Особые нравы
Мыслила талантливая девушка совсем не по меркам своего времени. На опыте родной сестры Эдмы, она поняла, что не хочет жертвовать своим талантом ради семейного очага. Берта представить не могла жизнь без живописи. Этими трезвыми взглядами и рассуждениями она и отличалась от других дам того времени. Мужчины чувствовали ее свободолюбие и это, без сомнения, привлекало их внимание. Умна, красива, талантлива, благоразумна... Что же до Эдуарда, он любил женщин, их улыбки, внимание, интрижки и далек от образа примерного семьянина. Его биография полна тайн и недосказанности. Эдуарду – уже тогда скандальному и гениальному, удалось рассмотреть талант художницы. Их познакомили в Лувре в 1868 году, и с тех пор жизнь обоих изменилась.
Выход на «Балкон»
«Балкон». Эдуард Мане. / Фото: phanngocart.blogspot.ru
«Балкон» Эдуарда Мане стал отправной точкой, с которой началось увлечение художника. Увидев девушку, он сразу же представил ее в образе и просил позировать для картины. Разве могла Берта отказать одному из самых известных художников того времени? Она приходила позировать с матерью и, во время сеансов, могла видеть незаконченные работы, эскизы и находиться в обществе лучшего живописца ее современности. Мане наслаждался своей натурщицей. Он писал ее с таким запалом и желанием, что не мог остановиться. После появления картины «Балкон» на выставке поползли слухи. Эдуард рисует и рисует свою новую музу. Он видит в ней не только красивую натуру, но еще и талантливую художницу.
Берта Моризо с дочерью и деверем. / Фото: costumecocktail.com
У девушки же был внутренний стержень, который позволял ей не терять индивидуальность, общаясь с мэтром. Она впитывала его уроки и советы по живописи, но не теряла собственный стиль. И вот, Эдуард оказывается в плену своей страсти. Он уже не может изображать других натурщиц. Молоденькая ученица Ева Гонсалес выходит безжизненной и неинтересной. Он может вдохновляться только одним образом. Везде она – везде Берта. Эго художника страдает, и он решает отомстить девушке за то, что та так сильно засела у него в голове. На зло Моризо он хвалит Еву и ставит ее в пример, хотя думает совсем иначе.
Эдуар Мане. Отдых. Портрет Берты Моризо./фото: blogger.com
Но Берта была слишком умна и не поддалась на такие провокации. Она трезво оценивает свои способности и видит огромную пропасть между работами Евы Гонсалес и ее собственными. Тем более, что Мане не смог долго притворятся. Он хвалил способность художницы легко вписывать фигуру в пейзаж, и она подарила ему одну из своих картин. Берта становится основной темой картин Эдуарда. Так и продолжается общение двух тайно влюбленных, но скрывающих это в тени своего творчества.
Смена приоритетов
Берта Моризо - Эжен Мане с дочерью в Буживале.
Лучшие художники того времени общались друг с другом, собираясь и споря о будущем искусства. Их общество называли «банда Мане». И Берта Моризо была первой и последней женщиной, которая стала членом этого мужского клуба. Она выходила с ними на пленэры и принимала эту компанию в родительском доме. Это было плодовитое время для всех художников. Но приходит война и все меняется. Художники перестают творить. Приходит время всеобщей депрессии. На горизонте появляется будущий муж художницы, брат Эдуарда - Эжен Мане. Перед Бертой встает один из главных выборов в ее жизни. Эдуард был безумно талантлив и знаменит. Конечно, они нравились друг другу. Огромная пропасть между их видением жизни и положением в обществе не давала развиться чему-то большему, кроме дружбы.
Берта Моризо.
Берта была благоразумной женщиной. Она не пожертвовала бы счастьем и положением ради эмоциональной интрижки. А Эдуард не был готов отдаться в любви к кому-то настолько сильно, чтобы осчастливить женщину мечты. Они были слеплены из разного теста, и вместе им быть не было предрешено. Молчаливая дружба, напоминающая влюбленность, Эдуарда заканчивается. Художник ставит последнюю точку, отправляя Берте «Букет фиалок». Веер, букет и письмо с именем Берты – вот и все, что оставляет ей мэтр. Он был обижен и отвергнут, но нельзя придумать более изысканного прощания, чем это.
«Букет фиалок» для Берты от Эдуарда.
Выбрав личное счастье и реализацию, в 33 года Берта Моризо останавливает свой выбор на том, кто сможет ей все это подарить. Эдуард создает последний портрет музы – на руке художницы кольцо, она отстранена и холодна, она – жена Эжена и больше ему не место здесь.
Эжен Мане безумно любил свою жену. Он носил за ней краски и мольберт и был главным поклонником Моризо. Нельзя представить более выгодной партии для Берты. И этим выбором она подтвердила, что ум, благоразумие и правильные поступки делают женщину самодостаточной и счастливой. Кто знает, как сложилась бы судьба художницы, если бы не ее терпеливость, уверенность в собственном таланте и помощь любящего супруга.
Эжен Мане. Источник: http://www.kulturologia.ru