Этика в искусстве реставратора
Любуясь шедеврами в музеях, мы редко задумываемся о том, что художественное полотно стареет, пусть и не так быстро, как человек. Постепенно темнеет лак, появляются трещины на красочном слое, незначительные, а иногда и существенные, утрачиваются фрагменты изображения. Восстановлением антикварных картин занимаются реставраторы, которые иногда годами работают над пострадавшим произведением искусства, стараясь сохранить для нас его красоту. Чем опытнее реставратор, тем бережнее он работает с полотном, тем меньше заметны его усилия. Ведь убрав все трещинки, восстановив все утраты, можно лишить полотно его прошлого, прожитой им жизни. Конечно, выглядеть оно будет как новое, но потеряет самое главное — индивидуальность и очарование, подаренные автором. Хороший реставратор наверняка скажет, что это неэтично по отношению и к художнику, и к его работе, что надо сохранить как можно больше подлинного. Но как же быть, если картина повреждена очень сильно? О возвращении из небытия уникальной работы из фондов Эрмитажа мы и хотим рассказать.
Возвращение шедевра
Одним из самых известных примеров реставрации антикварной картины является восстановление «Данаи» Рембрандта. Шедевр много лет радовал посетителей Эрмитажа. Нежность, сияние, исходившие от него, заставляли остановиться и одиночек, и целые группы. Красивый мифологический сюжет, великолепная живописная работа… К сожалению, именно эти качества привлекли напавшего на «Данаю» маньяка. В 1985 году, 15 июня, один из посетителей выплеснул на полотно кислоту. Его поймали, но картина была сильно повреждена — 30 % авторского письма уничтожены. Вертикальные натеки, сожженная краска… Самое страшное, что больше всего пострадала сама женская фигура.
Поначалу речь шла даже не о восстановлении, а о консервации работы. В первую очередь надо было прекратить разрушительную работу кислоты, что удалось сделать к вечеру того же дня. Оценив ущерб, специалисты пришли к выводу, что есть шанс возродить картину. Работы велись 12 лет, первые 2 года ушли на то, чтобы снять натеки. Решено было не удалять все разрушения, как можно меньше дорисовывая за художника. И только в 1997 году посетители Эрмитажа вновь увидели «Данаю». Теперь уже под бронированным стеклом…
«Даная» сегодня — не только знаменитый шедевр Рембрандта, это образец очень бережного труда целой группы реставраторов. Соблюдая этику реставрационной работы, они не написали картину заново, а именно восстановили ее. Это был настоящий подвиг Эрмитажа и его сотрудников.
Сегодня старинные полотна можно не только видеть в музеях, но и приобретать, например, на http://magnumars.ru/antikvarnye-kartiny.