17.12.2016

Драматическая судьба Константина Коровина: почему имя русского художника было забыто на родине 


В. Серов. Портрет художника К. А. Коровина, 1891. Фрагмент | Фото: aria-art.ru

В. Серов. Портрет художника К. А. Коровина, 1891. Фрагмент | Фото: aria-art.ru

Один из ярчайших представителей русской живописи рубежа XIX-XX вв. Константин Коровин прожил жизнь, полную драматических событий. Последние 16 лет он провел в вынужденной эмиграции во Франции, где так и не нашел себе места. Сейчас его называют одним из самых выдающихся русских импрессионистов, но на родине талант художника смогли оценить по достоинству только спустя много лет после его смерти.

 

Константин Коровин | Фото: liveinternet.ru

 

Константин Коровин | Фото: liveinternet.ru


Константин Коровин родился в 1861 г. в семье московского купца. Отец не смог пережить своего разорения и покончил с собой. От этого удара Константин Коровин не мог оправиться очень долго. От отца он унаследовал любовь к рисованию, и вслед за страшим братом поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями стали А. Саврасов, В. Поленов и другие знаменитые художники-передвижники. Затем Коровин продолжил обучение в Петербургской Академии художеств.

К. Коровин. Декорации к спектаклю *Конек-горбунок*, 1901 | Фото: liveinternet.ru

 

К. Коровин. Декорации к спектаклю *Конек-горбунок*, 1901 | Фото: liveinternet.ru


В 1885 г. судьба свела Коровина с самым видным меценатом того времени Саввой Мамонтовым, в усадьбе которого собирались лучшие живописцы, писатели и музыканты рубежа веков. В Абрамцевском кружке пропагандировались идеи возрождения интереса к традиционной русской культуре и фольклору. Коровина привлекли к оформлению декораций для спектаклей на сцене Частной оперы. Там он познакомился с Федором Шаляпиным, который стал его другом.

К. Коровин. Федор Шаляпин, 1915 | Фото: arthistory.ru

 

К. Коровин. Федор Шаляпин, 1915 | Фото: arthistory.ru


К. Коровин утверждал: «Передача радости и есть суть картины, куски моего холста, моего я... У меня нет направления и нет моды – нет ни импрессионизма, ни кубизма, никакого «-изма». Это я, это мое пение за жизнь, за радость – это язычество. Оттого-то я люблю... искусство, дружбу, солнце, реку, цветы, смех, траву, природу, дорогу, цвет, краску, форму...».

К. Коровин. Слева – портрет Т. С. Любатович, 1886-1887. Справа – портрет хористки, 1883 | Фото: rospisatel.ru

 

К. Коровин. Слева – портрет Т. С. Любатович, 1886-1887. Справа – портрет хористки, 1883 | Фото: rospisatel.ru


Начало нового столетия было необычайно плодотворным и успешным в жизни художника. В 1900 г. за оформление Русского отдела на Всемирной выставке в Париже Коровина наградили орденом Почетного легиона, в следующем году он вместе с Серовым начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а еще через несколько лет стал академиком живописи.

К. Коровин. За чайным столом, 1888 | Фото: rospisatel.ru

 

К. Коровин. За чайным столом, 1888 | Фото: rospisatel.ru
Реклама


Однако трагические события продолжали преследовать художника. Его первый сын умер во младенчестве. Второй сын попал под трамвай и в 16 лет лишился обеих ног. С женой отношения тоже складывались непросто: она не разделяла взглядов мужа и не интересовалась его творчеством. К тому же она сильно болела, и художник выбивался из сил, стараясь раздобыть средства на лечение для нее и сына. В 1908 г. умер брат Коровина, и в результате испытанного нервного потрясения художник попал в больницу.

К. Коровин. Парижский бульвар ночью, 1910 | Фото: artchive.ru

 

К. Коровин. Парижский бульвар ночью, 1910 | Фото: artchive.ru


После революции Коровин не выступал против новой власти и даже пытался найти себе место в советской России: состоял в Комиссии по охране памятников искусства и старины, занимался оформлением декораций для спектаклей, организовывал аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключенных. Но средств для жизни катастрофически не хватало, к тому же его квартиру «уплотнили», имение в Охотино реквизировали, а в прессе начались нападки на его творчество. Нарком просвещения А. Луначарский посоветовал художнику уехать за границу.

Константин Коровин | Фото: radikal.ru и kkorovin.ru

 

Константин Коровин | Фото: radikal.ru и kkorovin.ru


Уезжая в 1923 г. во Францию, Константин Коровин не предполагал, что больше никогда не сможет вернуться на родину. В Париже ему пообещали место художника-декоратора в «Grand Opera», он рассчитывал поправить свое бедственное материальное положение и приехать обратно, но эти планы так и не осуществились.

К. Коровин. На берегу моря, 1910 | Фото: liveinternet.ru

 

К. Коровин. На берегу моря, 1910 | Фото: liveinternet.ru


Уезжая, Коровин оставил свои картины галеристу Крайтору, и тот исчез с работами и вырученными за них деньгами. Недобросовестные агенты пользовались доверчивостью художника и за рубежом: несмотря на то, что он много и усердно работал, он продолжал жить в нищете. В последние годы жизни его настигла новая беда: он стал терять зрение. Не имея возможности заниматься живописью, он писал очерки и рассказы, которые сегодня критики оценивают достаточно высоко. В сентябре 1939 г. Коровин скончался на улице от сердечного приступа.

К. Коровин в своей парижской мастерской с Ф. Шаляпиным | Фото: culture.ru

 

К. Коровин в своей парижской мастерской с Ф. Шаляпиным | Фото: culture.ru


Картины К. Коровина долгое время не пользовались популярностью в советской России: их называли буйными и незрелыми, а широкие мазки – дерзкими и грубыми. Имя художника-эмигранта было забыто. Одним из немногих, кто разглядел масштабы его дарования, был знаменитый певец Федор Шаляпин, называвший Коровина «Паганини в живописи». Сам он сумел в эмиграции добиться признания и успеха, хотя во время гастролей Федора Шаляпина в Америке происходили забавные курьезы. 
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/091216/32555/

 

назад к списку новостей »