Личный дневник Фриды Кало
Фрида Кало вела свой дневник с 1944 года и до самой смерти в 1954. До 1995 года он находился в закрытом архиве мексиканского правительства. На 170 станицах — записи о детстве, борьбе с болезнью, о мучительной любви к Диего, о искусстве и политике. В дневнике 70 акварелей, коллажей, зарисовок, автопортретов, эскизов будущих картин. Несомненно, он представляет не только биографическую, но и художественную ценность, не меньшую, чем признанное живописное наследие Фриды.
Имя «Diego» встречается в ее дневнике гораздо чаще других слов. Она мучается от того, что не может подобрать слов, чтобы высказать ему все о своих чувствах. От того, что они вербально невыразимы. «Диего — начало, Диего — мой ребенок, Диего — мой друг, Диего — художник, Диего — мой отец, Диего — мой возлюбленный, Диего — мой супруг, Диего — моя мать, Диего — я сама, Диего — это все». Она рисует в дневнике птицу с опущенными крыльями. Над птицей Фрида пишет: «Te vas?» — Ты уходишь? И отвечает — Нет. «Alas rotas» — Сломаны крылья. Ей никуда не деться ни от сломанных костей, ни от истерзанного сердца. Не получится ни улететь, ни уйти, ни даже уползти.
Это к нему обращено обведенное и многократно подчеркнутое слово «ternura» — нежность. Его лицо будет проступать в случайных образах ее беглых зарисовок. В 1953-м году, будучи в одиночестве и вдали от него, она по-своему отпразднует его день рождения, записав в дневнике «8 декабря... Диего... Любовь».