Значение импрессионизма для живописи
Появление во второй половине 19 века во Франции импрессионизма стало отправной точкой в истории мировой живописи. После этого изобразительное искусство уже не смогло вернуться в «академические рамки». Но почему именно импрессионизм, а не линейная перспектива, открытая живописью Ренессанса, или экспрессионизм, сюрреализм и абстракционизм, которые были даже более популярны?
Чистый импрессионизм – достаточно кратковременное явление. Первая выставка художников-импрессионистов прошла в 1874 году, а последняя, восьмая – в 1886 году. Для сравнения, «продолжительность жизни» барокко – около века (16-17 вв.), классицизма – практически полтора столетия (17-18 вв.). Но, несмотря на это, импрессионизм называют последним крупным европейским стилем в изобразительном искусстве, что в корне неправильно, так как и абстракционизм и кубизм получили достаточно широкое признание.
Однако значение импрессионизма, в отличие от последовавших за ним стилей, не ограничивается только признаками импрессионизма, как стиля. Импрессионизм стал началом эпохи освобождения от живописных канонов, обязательных для всех. Новый стиль запустил глобальный процесс, продолжающийся до сих пор, превращения объективных художественных ценностей в индивидуальное толкование, как содержания, так и формы произведения искусства. Данный процесс, весьма противоречивый, сложный и однозначный, до сих пор не имеет конкретной оценки. Так, с одной стороны, он дал возможность свободно, ни на кого не оглядываясь, выражать свою индивидуальность, как в живописи, так и других видах искусства. Но, с другой стороны, оценка качества художественного произведения оказалась практически невозможна, а само качество, по сути, стало определяться исключительно рыночной ценой этого произведения в данный момент. В конечном итоге, это привело к тому, что художественный рынок формируется не экспертами, а маркетологами, что приравнивает произведения искусства к любому другому потребительскому товару. Импрессионизм также привел к резкому снижению профессиональных требований к представителям живописи, упало значение художественной школы и профессионального обучения. Это можно сравнить с появлением доступных «мыльниц», а затем цифровых фотоаппаратов: чтобы стать фотографом достаточно купить фотоаппарат (имеешь краски и мольберт – значит художник). Кроме того, импрессионизм является важнейшим моментом кризиса между традиционными вкусами и новой эстетикой, между академистами и новаторами, и первым кризисом между нонконформизмом и официальным искусством. Но, чтобы любоваться яркими, солнечными, веселыми работами художников-импрессионистов, этот вопрос решать не нужно.