05.09.2016

Судьба художника. Левитан


Русская пейзажная живопись конца 19 века по праву считается одной из лучших в мировом изобразительном искусстве. Немалую роль в этом сыграло творчество Исаака Левитана. Несмотря на короткую и весьма сложную жизнь, художник смог оставить выдающееся художественное наследство, а многие искусствоведы вообще считают, что именно Левитан открыл для зрителя красоту родной природы.

исаак левитан

Будущий художник родился 18 августа 1860 года недалеко от станции Кирарты. В настоящее время это территория Литвы, а полтора века назад это была западная окраина России. Его отец был преподавателем иностранных языков, он давал уроки в частных домах, периодически подрабатывая переводчиком, кассиром и даже контролером на железнодорожных станциях. Глава семьи всячески стремился дать своим детям хорошее образование, ради этого в конце 1860-х годов вся семья переезжает в Москву. Однако на новом месте он не смог найти достойного заработка, поэтому семья жила крайне бедно. Но это не стало причиной для отказа для занятий живописью сначала Авелю (старшему брату), а затем и самому Исааку. В 1873 году он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

исаак левитан

Талант Исаака сразу был замечен преподавателями, ему пророчили большое будущее. Однако у судьбы были другие планы: сначала умерла мать художника, а вскоре от тифа скончался и его отец. В 17 лет Исаак стал сиротой без средств к существованию и своего угла. Времени на учебы практически не остается. За неуплату взноса за обучение, юношу исключают из училища. Но вскоре он возвращается к занятиям – необходимую сумму собирают все неравнодушные люди: друзья-студенты и знакомые. Через некоторое время совет училища «ввиду особого таланта Левитана» освобождает его от оплаты обучения и, даже, назначает небольшую стипендию. В натурном классе Левитан занимался у Василия Перова. На его занятиях часто присутствовал его друг и соратник по Товариществу передвижников Алексей Саврасов. Последний быстро заметил талантливого подростка и пригласил в свою мастерскую. Стремясь как-то поправить бедственное положение талантливого ученика, Саврасов добился назначения Левитану стипендии генерал-губернатора Москвы.

исаак левитан

Но, несмотря на это, бытовое положение художника долгое время оставалось бедственным: он голодал, ночевал на чердаках, а об его невеселых приключения ходили настоящие легенды среди знакомых. Однако это не помещало раскрытию его таланта, в первых самостоятельных работах Левитана уже заметна вся глубина и сила его лиризма. На пятой выставке Товарищества передвижников, по настоянию Перова, молодой художник экспонировал две своих картины: «Осень» и «Заросший дворик». Уже тогда, несмотря на соседство настоящих корифеев пейзажного жанра (Куинджи, Шишкина, Саврасова), работы Левитана были высоко оценены критиками. Следующим знаковым этапом в становлении художественного таланта Левитана становиться признание со стороны Третьякова. На ученической выставке 1879 года, где была представлена картина «Осенний день. Сокольники», известный меценат и коллекционер отметил и приобрел именно эту картину. Её автору едва исполнилось девятнадцать лет.

исаак левитан

В 1882 году на смену Саврасову в пейзажный класс приходит Василий Поленов. Согласно воспоминаниям сокурсников, Поленова буквально обожал Левитана, а тот на всю жизнь сохранил к Поленову уважение и нежную любовь. Поправить свое материальное положение Левитану помогло знакомство с Саввой Мамонтовым. Купец предложил молодому художнику вместе с Виктором Васнецовым писать декорации для его оперы. Хотя для молодого Левитана театр стал лишь эпизодом жизни, но эти заработки позволили ему совершить путешествие в Крым. Итогом поездки стало множество этюдов, которые принесли молодому пейзажисту определенную известность. Весной 1887 года Левитан совершает путешествие по Волге, которое давно планировал. На декабрьской выставке Московского общества любителей художеств было десять работ Левитана, в том числе «Вечер на Волге», которую приобрел Третьяков. Именно тогда о Левитане заговорили как о состоявшемся художнике.

исаак левитан

Весной следующего года художник уезжает за границу, чтобы посмотреть, как работают художники на Западе, посетить известные картинные галереи. Левитан побывал во Франции, Италии. Германии, Швейцарии, в Альпах и на Средиземное море, но везде его неудержимо тянуло на родину. Свою первую «большую» картину художник написал в Плёсе. «Тихая обитель» стала знаковой работой для творчества Левитана и для всей российской пейзажной живописи. По признанию критиков, художнику удалось представить родную природу как нечто новое и, одновременно, что-то родное и близкое. Вскоре, с подачи Поленова, Левитана принимают в Товарищество передвижников. С тех пор на каждой передвижной выставке присутствуют работы Левитана. Осень 1892 года художник заканчивает картину «Владимирка», тогда же, Александр III повелевает всем евреям покинуть Москву. Друзья и знакомые художника добиваются его возвращения, благо Левитана уже знали те только в России, но и за границей.

исаак левитан

В 1898 году художнику предложили преподавать в пейзажном классе Московского училища живописи. Левитан всегда питал теплые чувства к «альма-матер», поэтому с радостью согласился. На 28 передвижной выставке были представлены работы его учеников: Петра Петровичева и Николая Сапунова. Их картины получили определенное признание, а самих художников приняли в Товарищество. Особенно важную роль в жизни Левитана сыграл Антон Павлович Чехов, с которым его связывали самые тесные творческие и личные товарищеские отношения. Их знакомство произошло в конце 1870-х годов, когда они оба были бедными студентами, но полноценная дружба началась с 1885 года, когда художник вместе с семьей Чеховых провел лето в подмосковной усадьбе. Известно, что Левитан узнал себя в одном из персонажей рассказа Чехова «Попрыгунья», что стало причиной серьезной размолвки между друзьями. Именно Чехов поставил Левитану печальный диагноз - в 1896 году, после повторно перенесенного тифа, усилились симптомы болезни сердца, проявлявшиеся ранее. Жизнь прекрасного художника преждевременно оборвалась на рубеже 19 и 20 веков, словно подытожив лучшие черты русской живописи прошлого века. Менее чем за четверть века, Левитан написал более тысячи картин, этюдов, рисунков и эскизов.

назад к списку новостей »