Тема любви в творчестве М. Шагала
Принято считать, что художники, как люди творческие, крайне непостоянны в своих чувствах, особенно если речь идет о любви. Конечно, это мнение возникло не на пустом месте, но тем приятнее и весомее истории любви художников-однолюбов. Например, Марка Шагала, которому удалось очень просто и очень точно передать ощущение полета, возникающее во время влюбленности. Со своей будущей женой художник познакомился в Витебске в 1909 году, через шесть лет после этого они поженились и прожили вместе 29 лет. Все эти 35 лет Шагал не уставал признаваться в любви своей избраннице и посвящать свои картины. Исследователи творчества художника посчитали, что образ Беллы встречается более чем в сотне работ Шагала.
Хотя на большинстве картин художника преобладает сказочная, волшебная атмосфера, они всегда содержат какие-то конкретные детали, воспроизводящие пейзаж, быт или интерьер. Влюбленные Шагала всегда возносятся над всем этим: городом, бытом, детали которого вовсе не условны – угадываются элементы интерьера общей квартиры, ветхие дома провинциального Витебска. Известно, что при работе над городскими пейзажами художник часто использовал открытки с видами Витебска начала 20 века. Полна любви и нежности картина «День рождения». Известна история ее создания: однажды, еще до свадьбы Белла пришла к Шагалу с букетом цветов на день рождения. Её вид так вдохновил художника, что сделал набросок будущей картины, даже не взяв букета в руки.
Художник любил изображать себя рядом с женой, при этом, практически всегда влюбленные или парят в бесконечном белом пространстве или один из них увлекает другого за собой. Чувство упоительного счастья изображает весьма необычная композиция полотна «Двойной портрет с бокалом вина»: Шагал нарисовал себя с бокалом в руках, сидящим на плечах у жены. Белла, при этом, не касается ногами земли, а их фигуры образуют монолитную вертикаль, которая устремляется ввысь. Несмотря тяготы военного времени, картина была создана в 1917 году, влюбленные выглядят счастливыми.
Шагала принято называть сюрреалистом, однако сам он всегда подчеркивал, что является реалистом. И, вероятно, это наиболее правильный вариант, так как его творчество очень самобытно и не подходит ни под одну конкретную школу, направление или стиль. В 1944 году Белла умерла от сепсиса. Через девять месяцев художник написал в память о ней две картины: «Рядом с ней» и «свадебные огни». Шагал пережил ее более чем на 40 лет, и, хотя за это время, он, еще как минимум дважды, был в тесных отношениях с женщинами, его музой была только Белла. До конца своих дней он отказывался говорить о ней, как об умершей.