Судьба художника. Николай Рерих
Среди русских художников Николай Рерих выделяется своим оригинальным художественным стилем – до него так не рисовал никто. Однако этот известный всему миру живописец также был философом-мистиком, археологом, писателем, путешественником, а в Индии его называли Гуру.
Николай Рерих родился в 1874 году в Петербурге в семье обрусевшего датчанина. С детства ребенок увлекся историей, любил слушать легенды, особенного его увлекала эпоха Древней Руси. Уже во время обучения в гимназии, в период летних каникул Рерих принимал участие в раскопках курганов. Скульптор и график М. Микешин, который преподавал ему рисование, отмечал у мальчика несомненный живописный талант. Но, несмотря на это, по настоянию отца Николай в 1893 году поступает Петербургский университет на юридический факультет. Однако талант берет верх, и юноша, параллельно, посещает Академию художеств. Он также не прекращает своей археологической деятельности. В 1897 году Рерих покидает Академию художеств в знак протеста против увольнения А. Куинджи, которого он считал своим любимым учителем. За год до этого Рерих закончил юридический факультет. В это время он получает первое признание как художник благодаря циклу «Начало Руси. Славяне», в том числе картины «Поход», «Сходятся старцы», «Гонец. Восстал род на род». Молодого художника приглашают принять участие в выставке нового художественного объединения «Мир искусства».
Рерих не прекращает заниматься археологией – он читает лекции в Петербургском археологическом институте, много путешествует по стране, изучая памятники искусства России. А в 1899 году проходит по древнему водному пути «из варяг в греки». Однако этот год знаменателен, прежде всего, знакомством с правнучкой М. Кутузова - Еленой Шапошниковой, которая станет для него опорой на всю оставшуюся жизнь. Новый век Рерих встречает во Франции, где занимает в мастерской Фернана Кормона. В этот период художник создает две известные картины: «Заморские гости» и «Идолы». После возвращения в России летом 1901 года он много работает, из-под его кисти выходит несколько полотен, в том числе «Зловещие», «Лес», «Озеро», «Город строят», «Сосны». Художник много путешествовал по древнерусским городам, в результате чего появлялись многочисленные архитектурные этюды: «Ростов Великий», «Псковский погост» и многие другие.
С 1906 года Рерих создает серию картин о предыстории человека: «Человечьи праотцы», «Каменный век», «Поморяне. Утро». Примерно с этого же времени, он сильно увлекается индийской философией, что становится заметно в ряде художественных произведений. В 1909 году художника избирают академиком Российской Академии художеств, а его слава распространяется за пределы страны: полотна Рериха приобретают Лувр, Люксембургский музей, Римский национальный музей, также в крупнейших городах Европы проходят его выставки. С 1912 года художник работает над серией символических произведений: «Меч мужества», «Крик змия», «Дела человеческие», «Град обреченный», в которых он прекрасно сочетает реализм с символизмом. Октябрьскую революцию семья Рериха встречает в Карелии, куда он переехал из-за болезни. Гражданская война отрезает эту территорию от остальной страны, однако художник продолжает плодотворно работать: выставки его картин проходят в Скандинавии и Англии. В 1920-х годах творчество Рериха покоряет Новый Свет – в 1923 году в Нью-Йорке открывается Музей имени Н. Рериха, в котором были представлены более трехсот произведений художника.
В 1926 году Рерих совершает путешествие по Азии: он посещает Тибет, Цайдам, пустыню Гоби. Этот край так привлекает художника, что в 1930 году вместе с семьей он поселяется в долине Кулу в Индии. Здесь он серьезно занимается изучением буддизма и других мировых религий. Эти искания нашли отражение и в живописи - цикл «Учители Востока». В годы Второй мировой войны Рерих создает ряд картин на патриотическую тематику: «Князь Игорь», «Александр Невский», «Партизаны», «Настасья Микулична», «Борис и Глеб». Все средства, полученные от проведения выставок в 1941-1944 годах, художник направляет в фонд советского Красного Креста. Важным достижением художника является знаменитый «Пакт Рериха» - договор, согласно которому наиболее ценные памятники культуры не должны уничтожаться в годы войны. В 1954 году в Гааге 39 странами была подписана Международная конвенция о защите культурных ценностей. Однако сам Рерих этот момент не застал, он умер в 1947 году от тяжелой болезни сердца.