Основные термины живописи
Как и в любой области деятельности человека, в живописи имеются специфические понятия, которые не всегда понятны далекому от искусства человеку. Конечно, о значении некоторых терминов можно догадаться, однако это не всегда получается. Поэтому, чтобы не попадать впросак, ниже приведены главные художественные жаргонизмы. Итак:
Композиция – это построение картины, согласование ее частей. В понятие композиции при натурном изображении входит подбор и постановка предметов, выбор наилучшей освещенности, точки зрения, определение размера и формата холста, выявление центра композиции. При создании картины сюда также добавляется разработка сюжета и выбор темы, характеристика персонажей и их отношение друг к другу, движения, позы, жесты, выразительность лиц – все то, что служит наилучшему воплощению замысла художника.
Палитра – кроме инструмента художника, на котором смешивают краски, термин «палитра» означает полный перечень красок, которыми пользуется живописец в своей творческой практике
Гамма – в живописи используется понятие «цветовая гамма», которое обозначает цвета, преобладающие в данной картине и определяющие характер её цветового строя.
Перспектива – среди множества трактовок этого термина самая простая и доступная – это изобразительное искажение формы реальных тел и пропорций при их визуальном восприятии.
Художественным образом называют специфическую форму отображения действительности в зрительно воспринимаемой форме. Как известно, сознание человека отражает не только зрительный образ предмета, но и эмоциональные качества его восприятия. Поэтому в живописи художественный образ содержит не только конкретные черты изображаемого объекта, но и его чувственно-эмоциональную окраску. То есть, любой образ — это с одной стороны отображение объективной действительности, а с другой стороны - выражение эстетических чувств художника, его эмоционального и индивидуального отношения к изображаемому.
Гармония – это связь, согласованность, соразмерность. В живописи также сочетание форм, цветов и взаимосвязь частей или цветов, цветовое единство. Гармония цветового строя зависит также от особенностей психологии зрительного восприятия и физиологии художника.
Натура в живописи называют любые природные явления, предметы и объекты, которые изображает живописец, наблюдая непосредственно. В большинстве случаев с натуры выполняется только этюд, зарисовка, набросок, портрет, иногда пейзаж. В последнем случае принято использовать термин пленэр.
Оттенок (нюанс) — несущественное, едва заметное различие в цвете, светлоте или цветовой насыщенности.
Светотень — закономерность градации темного и светлого на объемной форме предмета, благодаря чему глаз воспринимает такие свойства предметов, как объем и материал. Светотень подразделяется на блик, свет, тень, полутень, рефлекс, тень собственная и тень падающая.
Этюд — это вспомогательное изображение небольшого размера, выполненное с натуры для её тщательного изучения. При помощи этюда художник совершенствует свое мастерство. Главная цель работы с этюдами является правдивое и живое воплощение живописного замысла при создании картины. Этюд в реалистическом искусстве всегда играет вспомогательную роль.